День святого Валентина, или Любовь реально повсюду

В церковном календаре Римско-католической церкви, к которой я принадлежу, День памяти святого Валентина попросту отсутствует как обязательный литургический праздник — 14 февраля Церковь отмечает День святых Кирилла и Мефодия, просветителей славян и покровителей Европы. Но, несмотря на то, что священники не устают об этом напоминать, в целом в Церкви отношению ко Дню святого Валентина довольно благожелательное (например, он отмечается на местном уровне в ряде епархий).

Как сказал мне в частной беседе один из наших отцов: «Почему бы и не отметить — прекрасный праздник, напоминающий нам о том, что самое лучшее, что мы можем сделать друг для друга, это любить. Только делать это нужно по-христиански». Давайте же поговорим об этом?

Интернеты в День святого Валентина делятся на два противоборствующих лагеря. Счастливые влюбленные постят картинки с розовыми сердечками, публикуют фото полученных подарков и всячески похваляются своим счастьем. Одиночки спасаются, как могут: изобретают День святого ламантина, не устают напоминать, что праздник этот — дутый и лишь обогащающий капиталистов, наживающихся на плюшевых мишках и браслетах с подвесками. И вообще, гораздо лучше отметить День памяти коммунистических мучеников или День освобождения от оккупации немецкими войсками города-героя Ростов-на-Дону.

А я знаете, что вам скажу? Любовь реально повсюду. И если уж День святого Валентина вошел в наше коллективное бессознательное так, что эта дата, как ни крути, тихим голосом внутри головы напоминает о своем уже укоренившемся смысле, зачем же безуспешно гнать его от себя? Любовь присутствует в нашей жизни в самых разнообразных формах, как тот самый светлый Дух, который витает, где хочет. И если вам некого назвать своей парой в этот день, позвоните родителям, бабушке или дедушке, поздравьте друзей, обнимите подруг, украсьте свою страничку в социальной сети красной розой или пресловутым сердечком. Погладьте кота, наконец!

В общем, вспомните о любви, потому что без нее все теряет смысл. А разве есть в нашей жизни что-то важнее смысла? «Ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше». И если ваше сокровище заключено, например, в творчестве или в каком-то ином виде деятельности, то это тоже любовь — творца к творению, в чем-то сродни Божественной.

Отец Игорь Ковалевский, настоятель католического прихода святых апостолов Петра и Павла в Москве, удивительным и очень импонирующим мне образом определяет грех как «неупорядоченную привязанность к творению». У любви есть свои порядки, и если их соблюдать, то и греха никакого не будет в том, чтобы праздновать день памяти святого, необязательный для общего литургического почитания.

святой валентин

Забавно, не правда ли, что как бы мы ни кричали о маркетинговой подоплеке Дня святого Валентина, она во многом экзистенциальная, прямо не побоюсь этого слова, онтологическая, то есть поднимающая со дна нашей души глубинные вопросы о фундаменте собственного бытия.

Кто я? Куда я иду? Есть ли в этом мире кто-то, кто откликается на потаенные движения моей души? Кто-то, кто видит меня таким, какой я есть, и в то же время залитым золотистым светом все покрывающего и все принимающего чувства? Кому я важен и нужен? Что такое, наконец, одиночество? Бываем ли мы подлинно одиноки, если знаем о том, что на свете существует еще и Божественная любовь?

И да и нет. Каждый человек бесконечно одинок — мы приходим неведомо откуда и уходим в никуда, и в такие моменты нет никого, кто мог бы разделить это переживание с нами (разве что кроме Бога). Но между рождением и смертью существует еще довольно продолжительный отрезок того, что, собственно, и называется жизнью. И каждый человек склонен к тому, чтобы делить его с другими. С теми, кого любит.

Дело, конечно, осложняется культом романтической любви, царящим в нашем обществе, но это лишь один из ликов Божественного присутствия в нас и вовне. Вспомните, как там было у греков — эрос (чувственная любовь), агапэ (жертвенная любовь, любовь к ближним в целом), сторге (любовь к друзьям и соратникам). Хорошая новость — вы можете выбрать любую!

Мандельштам гениально высказался: «И море, и Гомер — все движется любовью». Не знаю, как он относился к античным философам, но в этих строках с их идеями есть явная корреляция. А конкретно — с Аристотелем и его идее о Вечном Перводвигателе, которого он и считал воплощением Бога.

Мудрец, изобретая свою оригинальную космогоническую систему, попытался вообразить в ней такой объект, который был бы нематериален, неизменен, совершенен и вечен по самой своей сути, но в то же время приводил своим наличием в движение всю Вселенную и являлся бы ее причиной.

Как же может неизменяющийся и нематериальный объект двигать «солнце и светила», сохраняя при этом все свои свойства?

А вот как — силой нашего желания прикоснуться к нему, стать ему сопричастным. Перводвигатель настолько совершенен, что самим фактом своего существования внушает нам это чувство.

Если в соседней комнате лежит хлеб, и я его хочу, то я буду к нему стремиться, хотя само по себе хлеб ничего для этого не делает. Он просто наличествует в природе, не прилагая никаких усилий к тому, чтобы внушать мне это «хочу». А теперь поместите на место хлеба Бога (христиане делают это уже много веков подряд, как было это им заповедано и с Божьей помощью, так что эта метафора очень хороша!) — и получите одну из самых красивых философских концепций о вечной неутоленной тоске человека по Божественному присутствию, которые встречались мне в жизни. И это ведь тоже любовь — тот самый надежный ее вид, который стоит помещать в самый центр собственной личности, чтобы не сбиваться с пути.

ключ

Скажу напоследок еще кое-что: святой Валентин, священник, живший в III веке, освящал запрещенные римским императором браки, за что и был заключен в тюрьму и впоследствии обезглавлен. Эту историю знают все, и она уже успела набить оскомину. Но есть еще один аспект легенды, который мало кто вспоминает. Перед смертью святой Валентин успел написать послание в форме сердца для слепой дочери своего надзирателя. Получив это послание, девушка исцелилась, и так якобы и появились «валентинки». Так вот, получается, что этот праздник еще и о любви к врагу! А это, пожалуй, один из самых сложных видов христианской любви, не правда ли?

Так что — с праздником, отсутствующим в литургическом церковном календаре Римско-католической церкви. Знаете, у меня даже утренний кофе сегодня взошел пенкой в виде сердечка… Ну правда же — и море, и Гомер… Давайте просто помнить об этом  — в этот день и всегда.


www.matrony.ru