Грех – это не нарушение уголовного кодекса, а причиняемый себе вред

Грех – это не нарушение уголовного кодекса, а причиняемый себе вред

Мне кажется, что одной из самых главных бед современного человека стало вот что: мы как-то незаметно утрачиваем понимание причинно-следственных связей.

Вроде бы десять лет школы и ещё пять-шесть лет высшего учебного заведения стремятся подготовить адаптированного и осознанного человека. Более того, школьная программа направлена на развитие именно логического (а не творческого) мышления.  Однако на практике я часто вижу, что многих проблем можно было бы избежать, если бы люди умели делать адекватные выводы.

Если логика говорит вам, что жизнь — пустая случайность, посылайте не жизнь, а логику (Ш. Милгром)

Очень часто у нас происходит подмена логических связок, когда даётся совершенно верный посыл, но из него делается удивительно неправильный вывод. Приведу пару примеров.

У нас в обществе хорошее отношение к себе почему-то считается социально неодобряемым и прямо таки порочным действием. В качестве подтверждения приводится совершенно правильный аргумент, но вывод из него безумен.

Дано: есть настоящая любовь, а есть пародия на любовь в виде эгоизма, нарциссизма и других проявлений. Там, где есть эгоизм, нет настоящей любви, а только попытка прикрыть огромную нелюбовь к себе, поиграть в любовь, полицедействовать.

Посыл: эгоизм – это опасное качество, которое вредит человеку, мешает ему быть благодарным, переворачивает с ног на голову потребности человека в любви, делает других людей орудиями манипуляций. Эгоист рядом с собой ставит только тех, которые будут доказывать ему, что он достоин любви. Но любой нормальный человек из таких отношений рано или поздно сбежит, и эгоист останется у разбитого корыта, злясь на весь мир, а то и может покончить жизнь самоубийством.

Какой вывод было бы сделать логично?  Учись различать настоящую любовь к себе, которая суть любовь своего Богоподобия, и эту эгоистичную ненасытную псевдолюбовь.

Какой вывод делается повсеместно у нас? Вся любовь эгоистична, поэтому становись альтруистом, делай всё только для других, а себя бей палками три раза в день после еды, дабы эгоизм из себя выбить.

Быть может, этот совет хорош для какого-то конкретного эгоиста, но он уже разросся и стал почти каноничным. Мы даже часто не замечаем, как верим в эти установки социума, которые из правильного предположения делают удивительно безграмотный и калечащий душу вывод.

И первое, что человек может сделать, оставшись у очередного разбитого корыта – провести инвентаризацию своих убеждений на предмет адекватности. Быть может, вся проблема в том, что человек опирается на неправильные трактовки законов бытия?

Или такой пример.

Девочка думала, что счастье можно строить только с красивым. Допустим, у девочки могли быть такие стереотипы: нельзя размениваться на ненастоящую любовь, надо сразу строить грамотные отношения (и это совершенно верно). Но дальше начиналось совершенно странное –  настоящая любовь должна быть красивой, чтобы все завидовали. Значит, в партнёры надо выбирать симпатичных мажоров на Porsche (неверный вывод).

А оказывается, что настоящая любовь какая-то иная. И для того, чтобы начать замечать нормальных мужчин, нужно хотя бы признать, что вывод неверный. Что столько лет жизни ушло, чтобы самой себе доказать, что ты –  дура. А ещё ведь сколько слёз о том, что мама, которая навязала эти стандарты, была неправа. Мама обманула!

Грех – это не нарушение уголовного кодекса, а причиняемый себе вред

Грех – это не нарушение уголовного кодекса, а причиняемый себе вред

Ошибка — это и есть грех. К счастью, у нас есть способ это дело победить. Покаяться и больше так не делать.

Господь сотворил мир, который действует по определённым законам. Есть законы физики, химии, психологии. Закон – это та самая причинно-следственная связь. Очень хорошо о ней пел Вячеслав Бутусов: «Если ты пьёшь с ворами — опасайся за свой кошелёк. Ты не можешь ходить по грязной дороге не выпачкав ног. Если ты выдернешь волосы — ты их не вставишь назад, и твоя голова всегда в ответе за то, куда сядет твой зад».

Законы — это то, что существует просто по факту сотворения мира. Но мы знаем, что иногда случаются нарушения этих законов, и они именуются чудесами.
Например, изменение человека к лучшему — это чудо, потому что по идее человек стремится к хаосу. В Причастии мы получаем возможность чуда.

Господь присутствует незримо с каждым из нас, при этом мы сами свою жизнь строим по тем законам, которые Он уже дал. Время от времени мы попадаем в точки бифуркации, то есть перед нами возникает некоторый сложный выбор, в результате которого жизнь может идти по разным сценариям. Ну как в сказках — направо пойдёшь, налево пойдёшь, прямо пойдёшь. Это удивительно, но выбор делаем мы сами (так что в нашей жизни нет фатальности), но Господь, ведая наши души, знает, каким этот выбор будет.

Бывает, что люди говорят, что они получали какое-то подкрепление в таких точках и выбирали не тот путь, который привычен, а соглашались на какой-то вызов.  Именно такую ситуацию я бы назвала промыслительной.

Когда же речь идёт о сценарии (допустим, сценарии девочки из семьи алкоголиков, которая привыкла функционировать в условиях созависимых отношений), то здесь мы имеем дело с обычным законом психологии. К счастью, такая девочка скорее всего вспомнит несколько ситуаций, дающих возможность реально изменить свою жизнь или пересмотреть отношение к привычным моделям поведения. Вот если она рискнёт и претворит такую возможность в жизнь, то можно говорить и о Божьем промысле.

Проблема, возникшая после греха — это реакция мира на наш промах. Но это не что-то такое, что меняет нашу жизнь на корню, навсегда. Исповедь очищает человека от влияния этого греха, Причастие даёт силы меняться. Дело за малым — именно что меняться. Ошибка – это не приговор, Бог не карает нас за что-то, мы часто сами себя наказываем, не веря в Его искупительную жертву на Кресте и сами изобретаем себе возмездие, без которого не верим, что Он нас любить будет.

Бог нам всем желает спасения, но, к сожалению, мы часто поворачиваемся к Нему и говорим: «Э нет, меня не проведёшь. Я этого не достойна, я не буду брать у Тебя своё счастье, я боюсь, что Ты потом меня этим попрекать будешь, как мама в детстве. Подарила мне подарок, а потом требовала, чтобы я была ей благодарна, полы мыла каждый день, учила эту ненавистную биологию и перестала лазить по деревьям. Не буду брать, а за это буду лазить по деревьям совершенно без чувства вины и обязаловки».

Увы, но отношения с Богом мы строим через призму детско-родительских отношений. И на это тоже надо кучу сил потратить, чтобы за привычными сценариями увидеть Живого Бога. Он действует не так, как родители. Как-то иначе. И Ему нет нужды вмешиваться в каждый наш шаг и чих, при этом своими законами Он вмешивается, направляет, помогает. А своей Крестной смертью даёт шанс исправить это, найти в себе корни неудач и научиться мечтать о рае.

Ад нужен не для того, чтобы злые получили воздаяние, а для того, чтобы человек не был изнасилован добром (Н. Бердяев)

Когда мы делаем что-то, чтобы избежать ада, у нас в голове всё равно ад. Как в математике — рай пишем, ад в уме. А чтобы был в душе рай, никакого ада не должно быть ни в уме, ни в жизни. Только рай, только Бог. Не надо говорить Богу, что у нас есть проблемы. Надо говорить проблемам, что у нас есть Бог. Тогда будут силы на преодоление проблем, и понимание, что мы, а не Бог, будем нашу жизнь строить. Мы управляем своей действительностью с Богом, помня о Боге, держа Бога в уме. Но делаем своими руками.

При этом если мы начинаем оперировать термином «Божья воля» относительно своих действий, то мы чаще всего именно Его осуждаем. Ведь это Он сделал такой мир с такими законами и такими проблемами. Мы Его упрекаем или переваливаем на Него ответственность.
Мирские говорят, что не вышли замуж, потому что на них венец безбрачия, а мы научились заменять все эти порчи и сглазы православно одобренной фразой «Божий промысел», которая по сути означает тот же заговор против нас.

Грех – это не нарушение уголовного кодекса, а причиняемый себе вред

Вероятно, Богу нужно, чтобы голова болела для достижения высших целей

Однажды я из научного интереса перечитала добрый десяток трактатов о венце безбрачия. Я была просто поражена: если слово «венец безбрачия» заменить фразой «Божий промысел», а вместо магов и потомственных целительниц упоминать святых отцов и священников, то текст без дополнительных правок можно печатать и продавать под видом чтения для истинно верующих девиц в любой церковной лавке. Нет, такое благочестие нам не нужно!

И слово «я во всём виновата» тоже очень опасное. Наши грехи — не наша вина, а наша беда. И общаться с ними надо как к разрушительной стихии, из-за которой мы пострадали, но не хотели страдать, а не как к планомерному и целенаправленному истреблению. Влияние греха — это стихия, а не концлагерь. Обвинение — это дело суда. Обвиняя себя, мы берём на себя функции Бога, а это плохо.


www.matrony.ru