Детский сад: как помочь ребенку привыкнуть?

Детский сад: как помочь ребенку привыкнуть?

Маленький человек вдруг оказывается в очень сложной ситуации. Раньше просыпался без будильника и скорее сам выполнял эту роль – для мамы. Вокруг были родственники, поездки в гости, посещения храма. Гулять можно было там, где хочется. Сегодня на площадке у дома, завтра в парке, послезавтра поехать кататься на аттракционах. Заниматься тоже можно было и после обеда, и до обеда. Можно в любой момент попросить у мамы или бабушки почитать книжку и они, конечно же, соглашались. Да, в воскресенье утром вставать пораньше, но это все же один день в неделю. А тут раз — и вставать в одно и то же время, заниматься, спать днем  по расписанию, гулять только на одной площадке, и все это без мамы или какого-то другого близкого и привычного человека.  Как же помочь без стрессов привыкнуть?

Вопросы о необходимости детского сада, об эффективности социализации в нем, о вечных ОРЗ и ОРВИ у посещающих сад детей постоянно вызывают споры. Еще спорят о том, надо ли женщине работать или лучше соответствовать известной немецкой формуле про кухню, детей и Церковь. Но не будем об этом. Предположим, что решение о том, что ребенок будет посещать садик, по тем или иным причинам принято.

Адаптация к садику почти неизбежна, как пишут психологи. В той или иной степени все дети сопротивляются, плачут и не хотят в садик. Главное для родителей, с одной стороны, быть твердыми, а с другой — не передавить и внимательно следить за состоянием чада. Опять же, по мнению психологов, если ребенок плачет по утрам и через полгода, то, возможно, садик для него не подходит — по возрасту или по каким-то другим причинам.

Мой личный опыт показывает еще одну интересную особенность периода адаптации. К садику должен привыкнуть не только ребенок, но и мама. Папы как-то проще к этому относятся, а вот мамы, особенно те, которые до времени садика с ребенком сидели дома, могут нервничать. Дети очень легко перенимают волнение и неуверенность мам. Но поскольку в отличие от ребенка взрослый человек способен контролировать свои эмоции, важно провожать ребенка в садик спокойно, уверенно и с улыбкой.  У нас с сыном сложился некий ритуал – когда выходим из подъезда, он обязательно просится на руки, так идем немного, а потом уже, ближе к садику, он сам просится идти пешком. Пока я его несу на руках, мы говорим, целуемся, обсуждаем планы. Правда, ему 3, 5 года, думаю, что уже через год надо будет придумать что-то еще, но сейчас эти несколько минут нам обоим очень помогают настроиться на позитивный лад.

Детский сад: как помочь ребенку привыкнуть?

Один из самых неприятных моментов для ребенка при адаптации к садику – это неизвестность, придут ли за тобой. С точки зрения логики взрослого, это странно и даже смешно.  Но дети устроены по-другому и они действительно боятся, что за ними могут не прийти. И тут возникают всего два правила, которых надо придерживаться всегда: абсолютно серьезно повторять ребенку, что вы придете, не смеяться над этим страхом, никогда не пугать тем, что можете не прийти, и приходить, когда договаривались.

С невольным нарушением второго правила я, увы, столкнулась сама. Обещала забрать после обеда, но пришла к тому времени, как я обычно забирала после обеда. А в тот  день у них то ли прогулка была короче, то ли обед съели быстрее, но факт был в том, что тех, кого забирали после обеда, уже всех увели домой, те, кто остались спать, ушли в спальню, а мой ребенок сидел с воспитательницей и плакал: «Мама не придет». Кстати, после этого случая у нас как раз возникли проблемы с хождением в садик и утренние домашние истерики. До сих пор очень стыдно, и теперь я прихожу чуть раньше.

Нежелание идти в садик, особенно во вторую-третью неделю посещения, вполне понятно. В первые дни – это в новинку, а дальше ребенок понимает, что это надолго. Ну или вот такие казусы случаются, как у нас. И тут хорошо бы дать понять ребенку, что если он плачет или даже истерит, вы на него не сердитесь за это. Для меня это было неприятным открытием – оказывается, сын очень боялся, что за слезы я буду его ругать.

Хорошо у нас сработал еще один совет психологов. Ребенку проще рассказывать о проблемах не маме, а игрушке. При этом мама может находиться рядом, но собеседником будет мишка или зайчик. Однажды утром сын сказал, что не пойдет ни под каким предлогом в сад, лучше вызвать врача, чтобы тот ему запретил идти. Я согласилась и предложила рассказать, что случилось, мишке. И сработало — сын долго и серьезно объяснял плюшевому зверю, что его не устраивает.  А на следующий день взял мишку в садик, чтобы рассказывать ему, если вдруг станет грустно. В форме похожей игры я вообще многое узнала о садике. Плюшевая собака «играла» роль ребенка, приходящего в садик, а мой ребенок — воспитателя. Разыгрывали сцены — собака не слушается, собака хочет к маме, хочет добавки. Надо сказать, к чести нашего обычного районного садика, я осталась довольна.

И тут я хочу остановиться на последней, но важной мысли. У многих из нас есть не очень приятные воспоминания о собственных детских садиках. Меня в яслях во время тихого часа покусали другие дети. Я спала, а они решили побаловаться.   Я этого не помню, зато помнит мама, и все детство она мне про этот случай рассказывала. Зато я уже сама хорошо помню, как моего младшего  брата заставляли в саду есть все, что давали. Он не любил рыбу, но с несъеденным обедом из-за стола не выпускали. Приходилось идти на хитрости – куски рыбы он иногда прятал в карманах одежды. Как-то у них был утренник, на обед давали селедку, и бедному брату пришлось в карман белой рубашки эту рыбу спрятать. Рубашка не отстиралась, кстати. Мама тогда долго печалилась.

От знакомых я слышала и куда более страшные воспоминания. Однако стоит признать, что несмотря на огромное количество проблем в нашей стране сейчас, с детскими дошкольными учреждениями все же стало лучше. Я ни от кого из знакомых родителей в последнее время не слышала таких страшилок. То ли мы стали более смелыми, чем наши родители, и можем разбираться, если что-то нам не нравится, то ли еще что-то, но действительно даже в самых обычных районных детских садах сейчас стало значительно лучше, чем было когда-то. Именно поэтому надо постараться не проецировать свои невеселые воспоминания на детей и быть спокойными. Но,  конечно же, надо общаться с ребенком, воспитателями и заведующей. И не бояться говорить, если что-то не так.

Если подводить итог, мне кажется главным спокойное отношение родителей и умение слышать своего ребенка. Ну а про любовь я не буду. Это же все без меня знают, да? Только не стесняйтесь ее выражать. И все будет хорошо.

Детский сад: как помочь ребенку привыкнуть?


www.matrony.ru