Мой лучший друг Моцарт

Мой лучший друг Моцарт

Дети и классическая музыка прекрасно уживаются в анекдотах: «Мой годовалый сынишка невероятно музыкален! — Неужели? — Ну да! Вчера ноты упали с фортепиано, а он говорит: “Мама, Бах!”». Однако в реальной жизни и в год, и в 11 лет, и в 21 дети не так уж рвутся слушать Баха. Да и Бетховена, если уж на то пошло. Классическая музыка вообще не самый популярный саундтрек на современных гаджетах, потому разговор о том, как научить детей ее любить, назрел, пожалуй, давно.

Хотелось бы избежать крайностей, одна из которых: «Можно и зайца научить курить!» (мол, главное — цель, и полюбят, как миленькие), а другая: «Любви нельзя научить! Сам не почувствует, никто не поможет!» (другими словами, с меня взятки гладки, моя хата с краю и вообще — не полюбил, а я тут ни при чем). Попробуем найти золотую середину, а начнем с простого: почему мы хотим, чтобы ребенок любил классическую музыку?

Конечно, можно говорить о великом наследии и гениальных композиторах, о том, что Моцарта малышу полезно слушать, еще когда он сидит у мамы в животике, о том, что классическая музыка благотворно влияет на развитие мозга, эмоциональной и интеллектуальной сферы (невольно вспоминается эпизод из женского романа — беременная мама запускает для будущего ребенка мобиль: «Слушай, малыш! Это Моцарт. Кажется. Или Бетховен. Словом, кто-то из них. Ну вот, я все перепутала»).

Но это отговорки, правда? За такими высказываниями нередко прячется растерянность. А правда, зачем?

Ответим на простой вопрос: а сами мы почему слушаем классическую музыку? Или зачем мы ее слушаем? (Важно разделить эти два вопроса: «почему» и «зачем»?). Потому что нравится? Вызывает приятные мысли? Помогает сосредоточиться? Смягчает душевную боль? Настраивает на высокое? Или чтобы настроиться на что-то? Чтобы сосредоточиться? Чтобы прослыть интеллектуалом? Видите, что в первом случае мы предполагаем влияние музыки на себя как некой высшей силы, а во втором музыка становится инструментом, который мы сами используем целенаправленно? Ни один подход не лучше и не хуже, и чаще всего мы руководствуемся то одним, то другим…  Если руководствуемся.

Одна из загвоздок в том, что далеко не все родители сами слушают классику. Это не хорошо и не плохо, это просто факт, за которым неизбежно последует результат: скорее всего, ваши дети ее тоже не будут слушать. Если вы будете включать музыку «для них», то на уровне «сядь и послушай» все так и останется. Редкое исключение составляют те, кому повезло с учителем музыки в школе (единицы) или с учителем музыкальной литературы в музыкалке. В остальных случаях классика остается скукотой за решеткой, и от нее стремятся сбежать к более ритмичной музыке.

Однако если мы сами любим классическую музыку, то как же научить ребенка ее любить? Будет ли он завороженно слушать 4 симфонию Брамса или «Риголетто»? Ведь в первые годы жизни вряд ли пойдешь с малышом в консерваторию.

Ребенок полюбит классику, если она будет звучать. Необязательно все время (вы сами от нее устанете) — и тем более не надо ее включать сразу громко. Ребенок может играть, вы можете читать ему вслух — а в это время могут тихо-тихо звучать на фоне фортепианные сонаты Бетховена. И ложиться в сознание связкой с родителями, домом, распахнутым навстречу миром.

Иногда можно включить и громко — а если в музыке слышен ясный рисунок, то его можно показать. Например, если ребенок совсем маленький, можно взять его на руки и увлеченно кружиться под вальс из «Спящей красавицы». И потом он уже сам будет тянуться на ручки или приплясывать под эти звуки. Или активно «дирижировать».

Вряд ли стоит ставить ребенку сложные длинные произведения. Пусть они звучат для вас, а он слышит отрывки, когда заходит в комнату или на кухню.

Из классической музыки можно сделать отличную игру! Когда мы с братьями были маленькими, отец устраивал для нас конкурсы, обязательной частью которых была музыкальная. Он ставил пластинки с классическими произведениями, и мы должны были угадать композитора. Кто-то, наверное, пожмет плечами — ведь так делают и в музыкальных школах. Но там «слушают пройденное». А мы могли слушать произведение, которое раньше не слышали. И угадывать, русский это композитор или нет. Этот азарт, кстати, сохранился у нас до сих пор. Когда вся семья в сборе, мы включаем радио «Орфей» и, попадая на симфоническое произведение, стараемся понять (теперь уже не угадать, а понять), кто композитор. А иногда в порыве дерзости — и кто дирижер.

Невероятно приблизить классическую музыку к детям удалось создателям мультфильма «Фантазии Уолта Диснея» (1940 год). Может быть, поклонникам Бетховена не близки будут образы кентавров, иллюстрирующие 6 симфонию, но для детей соединение чарующей музыки и удивительного зрительного ряда может стать настоящим открытием. Я этот мультфильм смотрела, уже зная Чайковского, уже посмотрев балет «Щелкунчик», но невероятные феи и эльфы, раскрашивающие деревья, снежинки и осенние листья возникают у меня перед глазами и теперь, когда я слышу эту музыку.

Иногда шагом к классической музыке становится литература. Изумительны зарисовки Паустовского о Моцарте, Чайковском и Григе, а с подростками можно прочитать «Гранатовый браслет» Куприна еще до того, как нагрянет 11 класс, и послушать Бетховена. Вдруг проймет?

Как научить ребенка любить классическую музыку?

Просто. Любить самому и слушать. Погружаться в океан Баха и вселенную Бетховена. Сидеть тихо, закрыв глаза. Обнимать ребенка. Рассказывать ему о том, что предстает перед мысленным взором. И спрашивать: грустная музыка или веселая, осенняя или весенняя, утренняя или вечерняя. Для кого она написана. Хочется ли под нее танцевать. Можно ли придумать слова для этого ритма. А потом как в большое путешествие отправиться на концерт…


www.matrony.ru