Подъем, подруга!

Подъем, подруга!

Всем нам случалось падать. Внезапно, обидно, коленками об асфальт, белым платьицем по грязи. Поскользнуться, оступиться, подвернуть ногу, получить удар оттуда, откуда ничего плохого не ожидалось. Да и сам толкнувший, скорее всего, не хотел причинять боль. Муж не специально забыл о годовщине свадьбы, подруга случайно уехала в Париж вместо вашего дня рождения, начальник закрыл убыточный проект, а хомячок грыз орехи и вообще не планировал умирать… Не так уж важно почему, но мы уже на земле, в дурацком положении, в грязной одежде. И нам больно.

Повод для страданий со стороны может выглядеть совершенно пустячным. О чем переживать, если живы родители и дети, есть здоровье, работа, крыша над головой, хлеб насущный и даже масло на этот хлеб? Проекты, даты, платья и хомячки — дело наживное. Окружающие смотрят на наше горе с искренним недоумением, да и мы сами не можем понять — что страшного, если треснуло доверие, сбойнула удача, провалилась выставка или концерт, близкий человек оказался не слишком близким.

Это же просто — встать, подняться, отряхнуть платьице, вымыть руки и отправиться дальше, к новым свершениям! Боль не повод останавливаться на полпути. Труба зовет, время не ждет, жизнь продолжается… А потом, спустя месяцы или годы, незалеченная душевная рана вскрывается вместе с телесным недугом, вылезает невозможностью принять свою внешность, способности, достижения, взрывается истерикой в ответ на пустячное замечание или неотвеченную эсэмэску.

Когда личности наносят повреждение, организм реагирует болью, такой же сильной, как и физическая. Можно говорить себе «соберись, потерпи, все пройдет», можно сжать зубы, заглушить ощущения алкоголем или адреналином, сделать вид, что ничего не случилось и никакой лисицы под туникой не спрятано. Но боль от этого не перестает быть реальностью. И отказывая себе в переживаниях, мы многократно усиливаем их за счет самообмана и внутреннего напряжения.

Чтобы подняться на ноги, сперва нужно признать: «Я упал и мне больно». Неважно, насколько значим повод — у вас есть чувства, их ни в коем случае не следует обесценивать или отрицать. Ваш мозг кричит «ай!», и организм реагирует выплесками гормонов — у вас может нарушиться сон или аппетит, вы перестаете справляться с привычными обязанностями, становитесь раздражительными, крикливыми или плаксивыми, ссоритесь, говорите обидные вещи, принимаете сомнительные решения. И чем сильнее скрытая боль, тем более абсурдные и неадекватные поступки могут прийти вам в голову — подсознание пробует убежать от страданий, как крыса спасается с тонущего корабля.

Кто бы спорил, адреналин — сильнейший мотиватор, в состоянии аффекта проще расстаться с нелюбимой работой, постылым браком или манипулятором-родственником. Но когда вы остынете, поверьте, вам не понравится выбранный способ решения проблемы. Не спешите разрушать замки и стирать с лица земли города, по крайней мере, до тех пор, пока вами руководят неконтролируемые эмоции.

Когда вам больно — помогите себе сами. Станьте родителем испуганному внутреннему ребенку. Позвольте ему разреветься, выпустить наружу страх и обиду, утешьте его, погладьте по голове, дайте конфетку и сводите погулять в зоопарк. Поживите немного с ощущением боли, позвольте ей течь свободно, освобождая резервуары души от ненужного груза.  Поплачьте. Если слезы застревают внутри — отыщите сентиментальный фильм или грустную музыку, позвольте себе огорчиться так сильно, как вам этого хочется. Чем больше выйдет наружу, тем меньше тяжелых переживаний останется с вами.

Отнеситесь к себе и другим безоценочно — неважно, кто виноват в том, что вам сейчас больно, неважно, кто вас толкнул и куда. Сейчас важнее отстирать платье и обработать царапины. Позвольте себе чуточку дольше поспать, повкуснее поесть, отказаться от необязательных домашних дел или неприятной встречи. Поваляйтесь в мягкой пижаме, прогуляйтесь по парку, проведите выходные за вареньем или шитьем, почитайте псалмы или классику вместо новостных сайтов. Нет, вы не станете злостным лентяем, и никто не умрет, если вы позаботитесь о себе. Тем паче, что никто не в состоянии позаботиться о вас так хорошо, как вы сами.

artleo.com-113358

Чтобы понять происходящее — говорите о том, что с вами творится. Говорите с друзьями, с родственниками, используйте блоги, соцсети, личный дневник, диктофон, зеркало. Говорите до тех пор, пока есть потребность выговориться, — повторяя раз за разом одну и ту же историю, вы освобождаетесь от неё. Впрочем, не следует забывать, что близкие не сосуды для слива негативных эмоций. Самую черную и неприятную часть, все обвинения и обиды, жестокие слова и ядовитые комментарии лучше проговорить наедине с собой, можно выплеснуть их в раковину, выкинуть в мусоропровод, написать на бумажке и сжечь.

Поищите занятия и дела, прибавляющие вам сил, радующие хоть немного. Возможно, сейчас самое время постучать по боксерской груше или даже по джембе, заняться йогой или хастлом, съездить на Валаам или в Дивногорье, поработать у мамы на огороде, благоустроить подъезд или поволонтерить на уборке старинной усадьбы. Простой и ясный результат труда, маленькая польза миру и людям — замечательные лекарства.

Если близкие и друзья хотят помочь вам — это прекрасно, принимайте помощь и говорите «да, спасибо». Вместе с плюшками и какао, сувенирами и открытками, прогулками и болтовней к вам течет целительное душевное тепло. Чем лучше станет ваше настроение, тем быстрее утихнет боль. Но никто не имеет права ковыряться в ваших проблемах грязными руками, обесценивать их, смаковать, подсовывать взамен свои, винить вас и навязывать рецепты гарантированного спасения. Если помощь не помогает — просто скажите «нет, спасибо». У вас сейчас нет ресурсов тащить на себе лишнюю тяжесть.

Прося кого-то о помощи, будьте просты и конкретны. «Знаешь, мне сейчас больно и плохо. Вдруг ты сможешь привезти мне лекарство, приготовить обед, помочь с уборкой». Это нормально — попросить о помощи и получить её. И встретить отказ, услышать встречные условия типа «я приготовлю обед, если ты купишь еды и помоешь потом посуду» — тоже нормально. Главное, не обманывать ни себя, ни человека, не просить о беседе, если нужны деньги, и о деньгах, если нужны объятия и теплые слова. Чем честнее просьба, тем проще подняться, держась за протянутую руку.

Ваши лучшие друзья — книги и фильмы, в которых герои сталкиваются со сходными проблемами. Наблюдая за трансформацией чужого опыта, проще подобрать правильное решение, отыскать тот путь, по которому вы сможете выбраться из лужи, не замочив ног. Возможно, помимо художественной литературы вам поможет душеполезная — обостренное восприятие позволит глубже вчитаться в религиозные и психологические трактаты, увидеть в них новый смысл.

Смените ритм жизни, вставайте и ложитесь раньше или позже обычного, измените маршруты прогулок или покупок, обстановку в комнате, может быть даже имидж и стиль в одежде. Загрузите в плеер новую музыку — этническую или классическую, попробуйте новые упражнения в ежедневной зарядке, новые ароматы, крем для лица или соль для ванны. Это отвлекает, расслабляет, помогает восстановиться.

Спустя время — несколько дней или недель — вам станет легче. Может быть, вы проснетесь прекрасным утром, улыбнетесь и почувствуете, что полностью исцелились. Может быть, боль уйдет постепенно. Может быть, она утихнет не до конца, шрам придется залечивать ещё долго. Но просвет в облаках непременно наметится. Вот тут-то и следует подключать внутренний анализатор.

Попробуйте сесть в спокойном месте, с блокнотиком, кофе и ореховыми печеньками, потратить пару часов и разобраться — почему вы испытали такую сильную боль? Действительно ли обида была столь значительной, или у вас сработала внутренняя кнопочка, старая травма, комплекс неполноценности, страх одиночества? Что вы чувствуете теперь, как смотрите на будущее? Обязательно подведите итог, убедитесь, что душевная рана вычищена и зашита, там не осталось никакой инфекции, никаких поводов для фантомных болей. И только после «выписки» наступает время для принятия серьёзных решений — как строить отношения с мужем или подругой, стоит ли оставаться на рабочем месте, носить белое платьице и слишком высокие для паршивых дорог каблуки. Каким бы ни было ваше решение, теперь его примете вы, а не ваши страхи, обиды или тревоги.

kruzhka-kofe-fotografiya-ochki

Впрочем, не все так просто. Возможно, вам понравится быть больной, получать знаки внимания, плюшки и лакомые лекарства, позволять себе отдых, заботу и прочие приятные мелочи, в которых вы себе обычно отказываете. Возможно, вы незаметно для себя начнете манипулировать окружающими по принципу «мне больно, значит, мне все должны». Или душевная рана окажется слишком серьёзной для того, чтобы зажить без хирургического вмешательства, и за моментом просветления последует новый виток кошмаров. Если вы постоянно ощущаете себя человеком, у которого все болит, если ваши раны превратились в стигматы, а окружающие, как вам кажется, только и норовят потыкать в ссадины острыми палочками, лучше обратиться за помощью к профессионалу. Самостоятельно справиться можно и в этом случае, кто бы спорил, но затраты сил и времени могут оказаться неадекватно большими — скромному автору этой статьи понадобилось девять лет, семь из которых не пожелаешь даже врагу.

В том, чтобы упасть, нет ничего страшного: падают все, и малыши, и взрослые, и «крутые», и слабые. Падение неприятно— но вы обязательно подниметесь, сможете стать сильнее, ловчее, грациознее и внимательнее, узнаете много нового и интересного о своем внутреннем устройстве, душевном складе и способностях к адаптации. И в следующий раз легко пробалансируете по тому мостику, с которого однажды свалились. А если вы сейчас на земле и ждете знака, чтобы подняться, — это именно он. Пора вставать!


www.matrony.ru