Или сдал, или пропал

Или сдал, или пропал

«Ты должен показать максимум, на который способен», «От этого экзамена зависит твоя дальнейшая жизнь!», «Понимаешь, насколько важно хорошо сдать ЕГЭ?». Под прессом этих ожиданий, страхов и амбиций взрослых 11-классник весь год усваивает огромный объем информации и демонстрирует бешеную работоспособность.

Некоторые подростки признаются психологам, что в какой-то момент чувствуют себя человеком-функцией, машиной по проставлению галочек и набиранию баллов. А потом вдруг «неожиданно» за несколько месяцев до экзаменов у ребят начинаются сильнейшие головные боли, нервные срывы, бессонница, у девочек нарушается цикл…  Тревога, напряжение, страх неудачи и ответственность за ожидания взрослых настолько выматывают за год, что к ЕГЭ большинство подростков приходят физически и психически опустошенными.

Как помочь без пяти минут выпускнику справиться с тревогой? Что мы, как родители, можем сделать, чтобы ЕГЭ оставался всего лишь тем, чем он является — экзаменом, а не Рубиконом, за которым либо победа и прекрасное будущее, либо позор и крах всей жизни? И почему нам для этого нужно встретиться со своими страхами? Рассказывают психологи центра содействия развитию детей и подростков «Перекресток» Альфия Бадрутдинова и Андрей Баскаков.

Или сдал, или пропал

Выйти из круговорота тревоги. Если старшеклассник попадает на консультацию к психологу по поводу неуверенности и страха перед ЕГЭ, как правило, обнаруживается, что ребенок живет в «круговороте тревоги». «Подростки жалуются, что все разговоры дома и в школе полностью подчинены идее сдачи ЕГЭ. Небольшая тревога и закрепление установки, что экзамен — это страшно, начинается с 1 сентября, нарастая с приближением ЕГЭ. В какой-то момент ни о чем, кроме ЕГЭ, никто с ребенком не говорит, а любое отступление от этой темы расценивается как пренебрежение главной целью. Конечно, подростка накрывает эта волна, и он поддается общей тревоге», — отмечает Альфия Бадрутдинова.

Первое, что нужно сделать — разбить этот круг. Пусть о ЕГЭ говорят в школе, у репетиторов, а дома подростку важно дать почувствовать, что родителей интересуют и другие стороны его жизни.

Позволяйте ребенку ходить с друзьями в кино и на прогулки, поощряйте двигательную активность — это возможность переключиться и снизить уровень беспокойства.

Понять, что тревога выражается по-разному. Если подросток не озвучивает свои страхи, это не значит, что их нет. Кажущееся равнодушие — это тоже способ самозащиты, особенно когда необходимо сосредоточиться на подготовке. «Часто именно у таких подростков, которые вытесняют свою тревогу, бывают соматические проявления — у кого-то сильно болит живот, у кого-то голова — у тела много способов отреагирования, — говорит Андрей Баскаков. — А у другого типа ребят скрытая тревога отражается на когнитивных способностях: ничего не болит, но просто сложно сосредоточиться и включиться. Как будто вата в голове. Это два стандартных полюса проявления тревоги».

Что мы можем сделать? Просто принять за аксиому, что любой человек, оказавшись под таким прессингом, будет нервничать. И внимательно отнестись к любым изменениям в состоянии ребенка, чтобы вовремя сделать паузу и передохнуть в предэкзаменационной гонке.

Или сдал, или пропал

Соблюдать гигиену труда. Так уж устроен наш мозг, что после продолжительного усвоения новой информации ему нужно переключиться на другую деятельность, иначе, даже при большом желании ученика, знания не задерживаются в памяти. «Поэтому лучше отказаться от зубрежки в пользу организации помогающего пространства: какие-то темы смотреть на видео, подписаться на онлайн-лекции, ходить на соответствующие выставки и мастер-классы», — советует Альфия Бадрутдинова.

Другая распространенная ошибка родителей — следить, чтобы ребенок полностью сосредоточился на учебе. Но отвлекаться не просто можно, но и нужно. «В период подготовки нужно обязательно отдыхать — прогулки, полноценный сон, спорт. На учебу выделять то время дня, когда ребенок максимально работоспособен, и не ломать его биоритмы, — говорит Андрей Баскаков. — В канун экзаменов, например, рекомендуется, отложить занятия, не зубрить все дни напролет, а, наоборот, выспаться, гулять на свежем воздухе, чтобы набраться сил и не перегореть. Во время экзамена тоже важно делать перерывы. Это может быть дыхательная гимнастика, самомассаж, растирания, гимнастика для рук. Переключившись на телесные ощущения, мы снижаем стресс, улучшаем концентрацию и набираемся сил».

Проработать свои страхи. Часто родители не опознают ту часть предэкзаменационной тревоги, которая не имеет к ребенку никакого отношения.

«Действительно, любому родителю хочется, чтобы его ребенок был успешен и счастлив. Но за этим иногда прячется недовольство своей жизнью. Бывает, что за такой тревогой перед ЕГЭ скрывается страх оказаться плохим родителем, — отмечает Альфия Бадрутдинова. — Эти моменты лучше проработать и принять. ЕГЭ — это тест на знания ребенка, его задача на данном этапе, а не экзамен мамы и папы на хорошее родительство. Чтобы снизить накал собственных эмоций, найдите возможность открыто проговорить свои страхи и потревожиться c другими взрослыми, а не переносить все это на подростка».

Прекрасный способ снизить страхи — вспомнить себя.

Ведь наверняка, в 17 лет вам казалось, что плохая оценка на экзамене — это конец света, но в итоге это никак не отразилось на вашей дальнейшей жизни, и сегодня вы вспоминаете об этом с улыбкой. Так почему вы думаете, что у вашего ребенка будет по-другому?

Или сдал, или пропал

Поддержать. Уверенность в том, что я не один, меня понимают и примут всегда, вне зависимости от результатов ЕГЭ, очень важна для подростка. При этом ему сложно сказать об этом родителям.

«У части подростков (особенно у мальчиков) есть убеждение, что обращаться за помощью зазорно, поэтому говорить на эти темы нужно деликатно, — отмечает Андрей Баскаков. — Ребенку важно показать его сильные стороны и научить опираться на это. Когда подросток понимает, какие ресурсы у него есть, становится очевидной стратегия достижения цели и инструменты, которые для этого понадобятся. Тут хорошо работает аналогия с компьютерными играми. Любой персонаж в игре в начале еще не очень силен. Но если его постоянно “прокачивать”, то он будет проходить все новые уровни и в финале одержит победу над боссом. Результат игры зависит от того, насколько герой смог прокачаться и укрепить себя перед финальной битвой. Так же и результаты ЕГЭ зависят от того, насколько подросток сможет воспользоваться своими ресурсами».

Составить план Б. Ваш ребенок уже знаком с хрестоматийной альтернативой между поступлением и работой дворника? Задайте себе вопрос, многие ли среди ваших знакомых, не добравших баллы или вовсе проваливших экзамены, стали работать дворниками? Окажется, что кто-то поступил на следующий год, кто-то открыл свое дело, кто-то сначала получил практический опыт по выбранной специальности. И, как назло, ни одного дворника.

Сейчас перед каждым выпускником огромное количество возможностей и перспектив, вне зависимости от результатов ЕГЭ. И об этом нужно с подростком говорить.

Что будет, если он не поступит? Может быть, заранее подыскать какие-то курсы, альтернативу желаемому вузу, возможности стажировок? Вариантов масса, и каждый из них заслуживает внимания и уважения.

«Создайте такие условия, чтобы у подростка в голове не крутилась идея, что он обязан соответствовать вашим ожиданиям. И сами не забывайте, что жизнь на этом не заканчивается, а мир больше ЕГЭ и ваш ребенок в любом случае найдет свой путь», — советуют психологи «Перекрестка».


www.matrony.ru