Не быть марионеткой

Не быть марионеткой

Сегодня хотелось бы поговорить о людях-манипуляторах. Манипулятором называют человека, который заставляет окружающих жить его жизнью по им придуманному сценарию.

Думаю, что каждый из нас хотя бы раз в жизни сталкивался с таким человеком, который умело вынуждает своих близких отречься от собственных интересов и на цыпочках прыгать вокруг себя. И, скорей всего, у некоторых из читателей такие манипуляторы есть в ближайшем окружении. Чем ближе к тебе манипулятор по родству, тем тяжелее с ним сосуществовать. От сотрудника-манипулятора уходишь домой и забываешь о нем. В конце концов, если уж совсем «достанет», можно высказать ему все в лицо и забыть об этом скандале. Можно поменять работу на самый крайний случай. Но что делать, если манипулятор – член твоей семьи, ближайший родственник, от которого не уедешь-не уйдешь, не уволишься?

Сразу надо сказать, что все манипуляторы считают, что жизнь несправедливо их обделила, поэтому они стремятся «добрать» от окружающих, при каждом удобном случае разыгрывая из себя жертву несправедливости судьбы и человеческого жестокосердия. Манипулятор получает ни с чем несравнимое удовольствие, помыкая людьми. Манипуляторы всегда считают себя умнее и хитрее всех и полагают, что имеют полное право распоряжаться «недалекими» близкими, весь смысл существования которых заключается в том, чтобы, разинув рот, слушать манипулятора и по первому его писку кидаться исполнять его прихоть. И, надо сказать, им это неплохо удается, потому что манипуляторы от природы хорошие психологи.

Не быть марионеткой

Манипулятору нужны не деньги, ему нужно внимание. Он жаждет быть в центре внимания, жаждет чувствовать и видеть, что он любим и обожаем, что его слово – незыблемый закон для окружающих. Его собственное «Я» — высшая ценность для него самого и для окружающих. Для достижения этой цели он может прибегать к самому отвратительному шантажу, например, к инсценированию суицида. Могут перевешиваться через балкон, хвататься за ножи, некоторые даже режут вены и глотают таблетки, но с таким расчетом, чтобы успели спасти. Чтобы потом лежать с видом невинной жертвы и наслаждаться заверениями любви со стороны перепуганных и терзаемых совестью близких. У знакомых деспотичная бабушка всякий раз, как кто-то поступал в разрез с ее очередным капризом, разыгрывала сердечный приступ: укладывалась в постель и, стеная, требовала себе «скорую». У других знакомых, родственница, страдающая винопитием, при каждом отказе купить бутылочку, раскрывала настежь окна и угрожала броситься вниз.

Политика манипулятора заключается в шантаже: «сделай так, как я хочу, а то я сделаю что-то такое, за что тебе потом будет очень стыдно». Манипулятор балансирует на грани, всякий раз ставя вас в такое положение, при котором ваш ответный шаг уже будет находиться за гранью приличия. У подруги свекровь закатывала грандиозные скандалы при каждом посещении семьи сына, с битьем посуды, с хлопанием дверями. Наконец, сноха попросила ее больше не приходить. Теперь свекровь, пуская слезу, жалуется всем встречным-поперечным, что злая сноха не пускает ее в гости: «Внуков увидеть не могу!»

Быть марионеткой в чьих-то руках унизительно, это настоящая беда. Зачастую манипулятор может лишить окружающих даже малой толики личной жизни. Сколько вокруг нас одиноких, несчастных мужчин и женщин, которые фактически стали рабами своих деспотичных капризных матерей, требующих, чтобы сын или дочь всю свою жизнь посвятили им, а о собственной семье и думать забыли.

Давать рекомендации, как вести себя с манипулятором, сложно, потому что такие люди расцветают на слабых характерах близких. Они, безусловно, находят своих жертв: тех, кто позволит безропотно помыкать собой. Очень трудно набраться смелости и поднять бунт против манипулятора, потому что он спекулирует на самом святом: на любви к себе, на сыновних или родительских чувствах, на вашем личном чувстве достоинства, на вашем добром имени. Мало кто осмеливается поставить на место зарвавшегося эгоиста. Разоблачение вызывает такой приступ агрессии у манипулятора, что не каждый может выдержать этот натиск чисто психологически. Будьте готовы услышать о себе много интересного. Но все же кое-что посоветовать можно.

Во-первых, отпор манипулятору надо давать сразу. Узнать этого человека легко – он с первого раза пытается заставить вас поступать так, как ему нужно. Уступив ему всего лишь раз, попадете в зависимость, из которой тем сложнее выбраться, чем дольше вы терпели и смирялись в надежде, что у наглеца когда-нибудь проснется совесть. Главное правило общения с манипулятором – не играть по его правилам. Это называется разбить схему поведения. Могу привести пример из собственной, так сказать, практики. Раздается звонок в дверь. Открываю – на пороге стоит черноволосая женщина и отработанным голосом начинает канючить что-то в стиле «Мы беженцы из Чечни, дайте-подайте». Совершенно очевидно, что она меня, что называется, разводит. Чтобы отвязаться, я дала ей пачку маргарина, она берет его и говорит:
— А ты замечаешь, что тебе последнее время не везет?
Самой собой, далее последует стандартный текст про сглаз и порчу. Но для этого от меня требуется согласиться с ней, сказать, что да! Мне не везет! То есть поступить по ее схеме поведения. Вместо этого я, понимая, что меня попросту хотят ограбить, я отвечаю:
— Нет, не замечаю. У меня все хорошо.
Надо было видеть лицо аферистки. Думаю, что за всю свою практику она такого ответа ни разу не слышала. Она даже не нашла, что сказать, потому что услышала непривычную для нее фразу, выбивающуюся из ее схемы. Промямлив что-то неопределенное, обманщица убралась прочь.

Вот в таком стиле следует вести себя с манипуляторами в быту. Не подключаться к их схеме. Например, во время словесной «обработки» задать вопрос, не относящийся к теме разговора. Или совершить неожидаемое действие – начать звонить по телефону, встать и закрыть форточку, развернуться и пойти к раковине мыть посуду. Из собственной практики: моя бабушка под конец жизни пыталась манипулировать нами под угрозой публичного скандала: «Если вы не сделаете по-моему, я сейчас пойду на лестничную площадку и буду кричать, что меня убивают». Поначалу я не обращала на эти слова внимания. Но в определенный момент, изрядно подустав об бесконечных угроз, на очередное «пойду и буду кричать», встала и сказала: «Пойдем, покричим вместе». Я сама открыла входную дверь, вышла с бабушкой на площадку. Она немного постояла там, а потом вернулась в квартиру. Больше мы никогда не слышали от нее таких угроз. Не стоит бояться и угроз суицида – манипуляторы слишком любят себя, чтобы причинить себе серьезный вред.

Надо отдать манипуляторам должное. Они отлично чувствуют наши слабые стороны и умело дергают за них, как кукловод за ниточки. Излюбленное средство манипуляторов – игра на ваших страха опозориться. Страх выглядеть непочтительной дочерью, нелюбящей матерью, неуважительной снохой мешает нам бороться с их влиянием на нас. Любой страх вообще – отличный способ манипулировать. Поэтому в общении с манипулятором очень важно показать свою внутреннюю силу. Сильных духом людей манипуляторы боятся, как огня, потому что те не позволят им кататься на своем горбу и этим выбьют почву у них из-под ног.


www.matrony.ru