Не ждите уверенности в себе

Не ждите уверенности в себе

Как часто мы собираемся с духом, чтобы что-то сделать? Сколько разговоров, телефонных звонков и встреч бесконечно откладываем, потому что боимся? В нашем меняющемся мире от неуверенности в себе страдают даже вполне состоявшиеся люди. Можно ли избавиться от этого мучительного свойства? Отвечает православный психолог Владимир Мохов.

— Неуверенность в себе – это врожденное свойство характера или следствие ошибок воспитания? Чем неуверенность отличается от смирения?

— Для меня это два совершенно разных вопроса. Я считаю, что для неуверенного в себе человека оба Ваших варианта ответа являются удобной лазейкой — ведь ни в первом, ни во втором случае он явно не несет ответственности за свое поведение и оказывается жертвой — в одном случае «наследственности», в другом — «ошибок родителей». И тогда мы вдруг обнаруживаем, что неуверенным быть выгодно — можно ни за что не отвечать и ничего не делать.Поэтому во время консультаций я предпочитаю переключаться с вопросов «почему она у меня появилась» на вопросы «зачем мне нужно быть уверенным», что конкретно человеку нужно сейчас в жизни решить.

Про смирение мне отвечать существенно сложнее, смирение все же скорее религиозная категория. Мне кажется, что одним из ответов может быть такой: «неуверенность» — это ситуация, когда человек думает (чувствует, ощущает), что ему чего-то не хватает, ситуация недостачи. В нем возникает конфликт и борьба, в которой одной стороны — желание или необходимость что-то сделать, а с другой — чувства страха, беззащитности, собственно неуверенности. Смирение же для меня скорее можно было бы прямо трактовать как «наличие мира» внутри. Неуверенность — нехватка смирения… Но это все же личное, а не профессиональное рассуждение.

Может ли неуверенность быть обратной стороной перфекционизма? Например, человек должен сделать какую-то работу, но завышает планку, хочет сделать все идеально, потом сознает, что это невозможно и остается в бездействии…

— Да, конечно может. Только я опять же добавил бы сюда его ответственность за происходящее. В каком-то смысле, скорее неосознанно, человек затем и завышает планку, чтобы был повод остаться в бездействии. Это, разумеется, не всегда так. Но часто.

—  Что делать, если неуверенность мешает жить? Например, человеку надо договориться о деловой встрече, а он боится звонить по телефону или подойти к нужному лицу? Как с такими проблемами может бороться сам человек, чем ему могут помочь окружающие?

— Вот видите, и Вы спрашиваете про «бороться», и я часто слышу такие высказывания от людей. Получается парадокс — как можно бороться с отсутствием или недостатком чего-то? Здесь нужна не борьба, она зачастую оказывается бесплодной, а понимание. Можно было бы посоветовать во-первых, отказаться от самой идеи «дождаться уверенности» и сконцентрироваться на задаче, а не на чувствах. Если Вам нужно позвонить — позвоните, а не ждите, когда пройдет страх. Во-вторых, если страх действительно силен, с ним нужно «беседовать», изучать его. Я позволю себе такую метафору: Ваш разум говорит Вам, что нужно позвонить. А что «говорит» Вам страх? Можете ли Вы понять его послание Вам? Если мы оказываемся способны выслушать его доводы, то нам оказывается проще принять решение, последовать ли им. К сожалению, это дается нелегко и помощь в таких «беседах с чувствами» — одна из частых задач моей работы. Мне кажется окружающим важно скорее не мешать, чем помогать. Часто человек и сам корит себя за слабость и страхи, и окружающие подливают масла в огонь: «Ну что ты, не можешь позвонить что ли?»  Разрешить себе чувствовать себя неуверенным, но действовать уверенно — один из важнейших шагов в совладании со страхами.

—   Как воспитать в ребенке адекватную самооценку? Согласны ли вы с теорией, что заниженная самооценка часто бывает у людей, которых родители в детстве слишком много критиковали и недостаточно хвалили?

— Равно как и у тех, кого хвалили избыточно и не по делу. Ключевое слово в этом вопросе — самооценка. Воспитывать-то и нужно в первую очередь умение оценивать себя. Несложно понять, что оценка со стороны с одной стороны является образцом оценки себя, с другой — мешает, поскольку делает самостоятельную оценку себя не нужной. Эта тема размером с книгу, и таких книг множество, очень многое зависит от возраста ребенка. В контексте уверенности в себе коротко хотелось бы сказать наверное следующее. Во-первых, уверенность возникает у ребенка (с подростками все сложнее, но не отменяет сказанного далее) не из оценок, а из уверенности в безопасности и поддержке со стороны взрослых. Основное послание — «Я рядом и приду на помощь, когда это потребуется и только тогда, когда это потребуется. Я всегда на твоей стороне». Во-вторых, уверенность возникает у ребенка тогда, когда родитель поддерживает его право (не обязанность!) иметь собственное мнение и собственную оценку — как положительную, так и отрицательную, и не боится (родитель не боится!), что оценки и мнения разных людей могут различаться. Основное послание: «Ты, как и я, имеешь право сам оценивать происходящее. На мир можно смотреть с очень разных точек зрения». Ну и в-третьих, наиболее известное — оцениваем не ребенка, не его качества, не его чувства, а его конкретные действия, то есть то единственное, что зависит от него самого. Основное послание: «Я поддерживаю (или не поддерживаю) то, как ты действуешь. Ты всегда можешь сохранять или изменять способы действия». Здесь родитель должен сам очень ясно понимать, что безусловная любовь и поддержка («я тебя люблю и поддерживаю, что бы ты ни делал, и каким бы ты ни был») и условные оценки поступков («я радуюсь, когда ты приносишь пятерку и злюсь, когда ты приносишь двойку») — совершенно разные реальности, не следует их путать.

Как Вы считаете, усугубились ли различные комплексы, связанные с неуверенностью в себе, в последние десятилетия? Отличается ли в этом плане современная молодежь от поколения своих родителей, бабушек и дедушек?

— Мне еще не хочется брюзжать на тему «Нынешняя молодежь привыкла к роскоши, она отличается дурными манерами, презирает авторитеты, не уважает старших, дети спорят со взрослыми, жадно глотают пищу, изводят учителей» (это высказывание принадлежит Сократу), а специальных исследований я не проводил. Меня вдохновляют те практически неограниченные возможности, которые я вижу у человека, решившего по настоящему что-то в себе изменить, и я точно знаю, что любой человек, ищущий свою уверенность обязательно ее найдет.

Читайте на эту тему:

  • Ника Батхен: «Сколько я стою?»

Читайте на эту тему: