Внешкольные занятия

Внешкольные занятия

Читайте также: Помочь ребенку организовать учебный процесс

Мы продолжаем публиковать отрывки из книги «Мама, перестань читать нотации! И ты, папа, тоже!» греческого педагога и организатора «школы родителей» Кики Дзордзакаки-Лимберопулу, перевод которой выполнен монахиней Екатериной специально для портала Матроны.РУ.

Полезно ли отдавать ребёнка дошкольного возраста в развивающие кружки и секции? Как организовать жизнь школьника, чтобы он успевал хорошо учиться в школе и посещать разные факультативы, кружки, студии и секции? Эти вопросы задают себе многие родители.

Ребёнок ходит в детский сад, но взрослые уже думают, на какие бы ещё занятия его определить. Может, ему будет полезно ходить на ритмику, гимнастику, в театральную студию, на какие-нибудь развивающие программы? Он мог бы посещать два раза в неделю бассейн. Ещё он неплохо рисует, наверное, у него талант, в таком случае, отправим его и в изостудию. Иностранные языки совершенно необходимы, найдём «англичанку», пусть ребёнок учится и привыкает говорить по-английски.

Все эти планы и обсуждения основаны отчасти на заинтересованности родителей в развитии их детей, а отчасти на примерах или советах друзей и родственников. Самому ребёнку, поскольку он ещё совсем маленький, никто не даёт слова, и его отказ посещать какие-нибудь занятия зачастую не принимается во внимание и серьёзно не рассматривается.

Многим родителям хотелось бы, насколько возможно, научить своего ребёнка всему, чтобы он выделялся из массы других детей, соединял в себе множество знаний и умений. И нередко можно увидеть картину, как маленького ребёнка каждый день водят в 2-3 разных кружка или на дополнительные уроки. А если вспомнить, что в первой половине дня он находится в детском саду или в начальных классах школы, то становится понятным, что ребёнок от 5 до 10 лет живёт по очень насыщенному, жёсткому расписанию, в котором не предусмотрено время для игры. Чрезмерная охота за знаниями и развитием способностей в этом возрасте заставляет детей жить механически, без ребячеств и беззаботности, без радости и смеха.

Обучение детей должно быть тесно переплетено с игрой, идти через игру. Мы иногда забываем об этом, потому что слишком конкурентным и антагонистичным стало наше общество, штампующее людей-машин с кучей дипломов.

«Мой сын ходит в пятый класс. Мы с мужем беспокоимся по поводу той конкуренции в обществе, которую он встретит, когда подрастёт, поэтому каждую субботу к нам приходят филолог и математик и занимаются с сыном языком и математикой».

Стелла, 42 года

«Моя дочь ходит в восьмой класс и посещает курсы английского языка, готовясь сдать Proficiency, чтобы в последних классах заниматься исключительно подготовкой к поступлению в университет».

Георгий, 45 лет

Точно такая же конкурентная борьба происходит сейчас повсеместно в том, что касается работы. Раньше, когда молодой человек находил работу, он знал, что у него будет определённый график. Сегодня зачастую такого графика не существует, люди обязаны сделать работу и только потом могут уйти. Но жизнь — это не только учёба или работа.

Жизнь — это повседневные маленькие радости, получение удовольствия от того, что нравится, развитие своей души, характера, внутреннего мира, радость от общения с семьёй и друзьями. Если общество, погрязшее в антагонизме, заставляет меня от всего этого отречься, то моё я в какой-то момент сильно меня накажет ему одному ведомым способом. Значит, мы, родители, обязаны защитить право своих детей на уравновешенную и радостную жизнь.

Некоторые ребята начинают ходить на разные занятия, но очень быстро им надоедает, и они их бросают. Родители разочаровываются, огорчаются и не знают, что делать. Надавить немного на ребёнка? А вдруг будет ещё хуже? Оставить его в покое, и пусть опытным путём найдёт то, что ему действительно интересно?

Перед тем, как записать ребёнка в какую-нибудь студию или секцию, желательно поговорить с ним, каким бы маленьким он ни был, и всё заранее обсудить. Скажем ему, что эти занятия требуют некоторого старания, они не просто развлекательные, хотя и очень интересные. Иногда ему придётся столкнуться с некоторыми трудностями, как и в любом новом деле, которое мы начинаем, и эти сложности ему необходимо будет преодолевать. Мы в свою очередь обещаем, что станем во всём помогать и поддерживать. И только если ему на самом деле не понравится и когда пройдёт достаточно много времени, он имеет право прекратить посещение этих занятий.

Такие теоретические объяснения и обоснования, как и практическое их подтверждение, очень важны. Есть дети, которым никто никогда не объяснял ничего подобного, и они привыкают бросать на середине любое дело, к которому приступают. Любые усилия их утомляют. Но ведь завершённое дело дарит человеку удовлетворение и повышает его самооценку. Именно к этому надо приучать и на это настраивать с раннего детства своих детей, а также рассказывать им о том, что плоды самого разного труда невозможно получить без усилий. Чистота и порядок в доме, прекрасная вкусная еда, праздничная атмосфера появились не сами собой, ниоткуда. Кто-то потратил много сил, чтобы всё это сделать. Таким образом, ребёнок постепенно научится уважать труды и старания других людей и поймёт, что и сам он должен хорошо потрудиться, чтобы чего-то достичь.

Когда ребёнок начинает заниматься в кружке, студии, спортивной или музыкальной школе, его занятия должны не мешать основным школьным урокам, но гармонично вписываться в режим дня.

Екатерина — учительница музыки, она преподаёт игру на ударных инструментах. Вот какие рекомендации она даёт родителям тех детей, которые посещают её уроки:

«Важно, чтобы ребёнок занимался часто, но всегда в соответствии со своей дневной программой и по настроению. Три-четыре раза в неделю по 15-20 минут для маленького ребёнка будет достаточно, желательно заниматься через день. Как видите, в этих занятиях нет ничего утомительного. Если он отказывается заниматься, не настаивайте слишком сильно и не давите на него, не стóит его заставлять. Если он вас и послушается, то в конце концов возненавидит музыку.

Для ребёнка очень важно полюбить музыкальный инструмент, на котором он учится играть, и считать время этих занятий развлечением, переменкой или игрой. Если они оставляют его совершенно равнодушным, он игнорирует замечания учителя и ваши, и ему совсем не интересно, то, скорее всего, лучше прекратить занятия. Возможно, у него слишком загруженная программа, или он ещё маленький, или ему просто не нравится заниматься музыкой!

Если вы не знаете музыку, не пытайтесь заниматься с ребёнком. Это он учит музыку и знает, что он должен сделать и как. Не беспокойтесь, даже если он делает ошибки или не очень продуктивно занимается. Учитель обнаружит все эти ошибки и недоработки и исправит их, в этом нет ничего постыдного.

Если вы знаете музыку или учились играть на каком-нибудь музыкальном инструменте, старайтесь не вмешиваться и не делать педантичных замечаний и исправлений. Отвечайте на вопросы ребёнка, но не надо заменять учителя. Учитель существует для того, чтобы решать проблемы и исправлять ошибки и недочёты, которые возникают во время учёбы.

Пусть ребёнок возьмёт на себя ответственность за эти уроки, иначе он не сможет никогда полюбить музыку, а будет только извлекать из инструмента какие-то звуки под неусыпным надзором родителей. Не забывайте, что музыка, даже самая простая, — личный способ самовыражения каждого человека!»

546885_357253877695290_1774685321_n

«В детстве я занималась на фортепьяно в течение 10 лет! У меня сохранились самые плохие воспоминания и от преподавательницы, у которой был непреклонный и очень тяжёлый характер, и от музыки. К тому же когда я занималась самостоятельно и делала ошибку, мама давала мне затрещину или била по рукам. Я возненавидела и фортепьяно, и в целом классическую музыку. А ещё говорят, что музыка умиротворяет и укрощает даже диких животных!»

Каллиóпа, 65 лет

«Я начала заниматься музыкой, когда уже подросла, в седьмом классе, и так сильно её полюбила, что позже поступила в музыкальное училище и стала профессиональным музыкантом».

Дафна, 25 лет


www.matrony.ru