Рисуем слонёнка, или Воспитание достоинства

В первые годы жизни человек приобретает большое количество знаний и навыков, и поэтому среди родителей распространено заблуждение, будто ребёнок в это время не живёт, а как бы учится жить. Ведь  действительно: ещё вчера он размазывал всю кашу по столу, а сегодня уже две ложки отправил в рот и даже вытерся салфеткой. Недавно не умел здороваться с гостями, а теперь важно предлагает всем пришедшим свою пухлую руку.

Но загвоздка заключается в том, что даже маленький ребёнок чувствует по-настоящему, а воспоминания о первых чувствах нельзя переделать. Итак, реальная жизнь человека начинается ровно с того момента, когда он начинает чувствовать тревоги и радости. Необходимо помнить, что любая наша эмоция крепко запоминается ребёнком и кладётся в копилку его первых впечатлений об окружающем мире.

У родителей всегда достаточно поводов для гордости за чадо, но не меньше и огорчений. Обострённое чувство собственности малыша и жгучий интерес ко всему новому не дают родителю   спокойно почитать книжку на прогулке, ведь того и гляди в песочнице завяжется потасовка или придётся выручать карапуза из какой-нибудь другой неприятной ситуации. Дома тоже нет отдыха: если малыш бодрствует, то ни отправиться в непринуждённый сёрфинг по социальным сетям, ни принять душ, ни спокойно выпить чашку кофе нет никакой возможности. Это, безусловно, подтачивает наш запас прочности, вызывает желание окунуться в саможаление и обрушиться на малыша лавиной гневных упрёков.

Но стоит помнить, что довольно просто причесать лохматого ребёнка, научить неумелого или отмыть грязного, но практически невозможно стереть из его памяти страх перед кричащим взрослым и обиду за все те ранящие слова, что вылетают у родителей, считающих свои труды достаточным поводом для нарушения детской безмятежности. А самым травмирующим фактором в этой ситуации может стать привычка ребёнка выслушивать оскорбления, относиться к ним как к чему-то жизненно неизбежному. Такая привычка формирует пессимистическое отношение к жизни, бывает причиной разнообразных неудач, подтачивает веру в  добро. Вы же знаете историю Редьярда Киплинга о Слонёнке?

Кения

Давным-давно, в далёкой жаркой Африке жил Слонёнок. Малыш был маленький, неловкий, к тому же ежеминутно раздражал всех вопросами. У тёти жирафы он вопрошал, почему шкура у неё пятнистая, у дяди страуса – зачем у него в хвосте столько перьев, у гиппопотама – отчего у него такие красные глаза. А почему вода в реке мокрая? А куда прячется луна? А как держится на небе солнце? А почему ночью темно?

Разнообразная родня Слонёнка была вся как на подбор занятая и сердитая. За каждое своё любопытство малыш получал тумаки от раздражительных родственников. Поэтому особенно жаль  Слонёнка, когда он выкрикивает: «А почему когда бьют, тогда больно?»

Дальше в сказке можно найти важное педагогическое  предупреждение. Главную неприятность наш выносливый герой находит сам. «Что ест на обед крокодил?» – хочет узнать Слонёнок и отправляется прямо в пасть зубастому хищнику. Привыкший терпеть унижения и боль, он сам подходит на опасное расстояние к крокодилу и сам же подставляет ему свой хобот.

А теперь давайте отвлечёмся и изобразим слона. Чтобы работать было интересно, поместим его фигуру на фоне красочного африканского заката. Мы предлагаем вам два варианта решения этой творческой задачи. Первое решение – аппликация – для маленьких. Для неё нам потребуется:

– цветная бумага:  красная, оранжевая и чёрная,

– жёлтый лист картона для детского творчества,

– клей-карандаш.

Как вы уже заметили, эта работа выполняется без помощи ножниц, потому что цветную бумагу мы будем рвать руками. Сначала от чёрного и красного листа нужно оторвать по неровной полосе от горизонтальной стороны. Чёрную полосу наклеиваем внизу листа картона, а оранжевая – вверху. От красного листа  цветной бумаги отрываем полосу более узкую и снова наклеиваем её в верхней части работы, поверх оранжевого пятна. Таким образом у нас получается яркое небо, которое можно дополнить заходящим солнцем. Мы сделали солнце привычного красного цвета, но по-настоящему в Африке на закате оно бывает белым. Решайте сами, что у вас победит – привычка или правда характера. Завершая аппликацию, снова поработаем с чёрным цветом. Порвём бумагу на кусочки разного размера и соберём из них слона и какую-нибудь тропическую растительность.

Если художник уже немного умеет обращаться с акварелью, то его порадует процесс изображения африканских силуэтов на фоне жёлто-красного неба. В этом случае начинать следует со светлой – нижней части неба, и она успеет подсохнуть к тому моменту, когда придёт пора браться за чёрную краску.

аппликация слон

Итак, злоключение с крокодилом разрешилось благополучно,  Слонёнок спасся от острых зубов и даже извлёк уроки из этого опасного эпизода. Но жизнь не всегда бывает похожей на сказку со счастливым концом, потому что каждый из нас сам пишет свою историю. Чаще всего мы удивляемся, почему нас догоняют одни и те же неприятности. А ответ прост: потому что мы совершаем одни и те же ошибки. Одна из таких грубых ошибок – обучение детей с помощью гневных нотаций. Ведь тумаки и выкрики учат лишь тому, что только силой можно добиться своего.

Сам по себе гнев говорит о том, что мы любим своих детей и желаем им лучшего. Поэтому от вспышек недовольства мы не сможем избавиться никогда, и это нормально.  Главное, на что наша критика направлена: на ошибочные действия или на саму личность малыша. В первом случае внушение принимается безболезненно, а во втором – с обидой. Например, не нужно говорить ребёнку, что он неряха, полезнее сказать, что он был неаккуратен. Важно и то, в какой форме выказывается недовольство, на что оно похоже: на ворчание ручья или на молнию посреди ясного неба. От того, к какому общению привыкает ребёнок дома, зависит и то, какое обращение с собой он будет считать нормой, и к каким отношениям будет стремиться.

акварель

Иногда кажется, что размышления о житейских заботах не оставляют нам шанса пребывать в благодушном настроении. Утром мы как будто предвидим неприятности, а вечером имеем законное право переживать огорчения минувшего дня, тем самым, между прочим, в несколько раз умножая своё страдание. Но это наш выбор, а дети совершенно не виноваты в том, что мир, нами построенный, так ранит всех живущих в нём. Поэтому абсолютно нечестно делиться своим плохим настроением с ребёнком. В сложном душевном состоянии лучше помолчать и попробовать прислушаться к тому, что непрерывно вещает ваш малыш. Ведь когда отпрыск обретёт критический взгляд, уже гораздо труднее будет познать его душу и наладить с ним общение. История со Слонёнком тому доказательство.


www.matrony.ru