Почему мы одеваемся?

Почему мы одеваемся?

До этого момента мы говорили о влиянии нашего образа на окружающих. Но прежде чем продолжить, мне хотелось бы обратить внимание вот на какой нюанс. Одеваться соответственно событию и месту – это лишь следствие. Следствие причины, которая подчас определяет ход некоторых событий нашей жизни. Ведь одежда влечет за собой определенного рода последствия. Я предлагаю более подробно рассмотреть эту тему и подумать вот над чем: а почему мы одеваемся?

Основные функции одежды «греть» и «скрывать» отбросим в сторону. Сегодня нас интересует философская сторона вопроса. Почему мы отдаем предпочтение тем или иным цветам? Почему отдаем предпочтение тем или иным предметам одежды?  Ответы на эти вопросы и будут являться причиной. Причиной, по которой наш гардероб заполнен определенными вещами. Причиной, по которой мы выглядим именно так, а не иначе.Почему мы одеваемся?

Мы подвластны влиянию костюма

У большинства из нас есть представление о том, как мы должны выглядеть. Некий  идеал, которому мы хотим соответствовать, к которому мы стремимся. Именно эта конкретная кофточка или сумка помогают улучшить настроение, почувствовать то самое удовлетворение, которое мы испытываем, глядя на себя в зеркало. И это не домыслы стилистов. Ученые провели в этой области множество исследований. Приведу здесь два из них.

Северо-Западный Университет (Иллинойс, США). Группа психологов во главе с Адамом Галински провели следующий эксперимент. Они предлагают добровольцам в течение дня носить белый халат. При этом одним участникам эксперимента было сказано, что халат медицинский, а другим — что халат предназначен для художников.

Ученые мужи, на мой взгляд, получили совершенно потрясающий результат. Те добровольцы, которым сказали, что они носят медицинский халат, проявили максимум внимания к своим делам. Как и подобает врачу. А участники в образе свободного художника были не столь внимательны. Однако у них был зафиксирован всплеск креативности.

Проводившие этот эксперимент ученые советует нам: «Подумайте, какие качества могут пригодиться Вам сегодня, и только после этого выбирайте, что Вы будете сегодня носить».

И еще одно не менее интересное исследование: «Гиббинс (Gibbins), работая с 15–16-летними девочками, обнаружил, что для них существовала взаимосвязь между одеждой, которая им нравилась, и идеальным, на их взгляд, внешним видом. Стиль одежды они воспринимали как способ передачи определенной информации, и понравившийся внешний облик «зависел от того, до какой степени эта передаваемая информации совпадала с идеальным представлением человека о себе» (Gibbins, 1969)».*

Подвести черту под исследованиями ученых хочется прекрасным замечанием Джорджа Браммелла, известного своим непогрешимым вкусом: «Художник не способен работать в парадном платье. Женщина в пеньюаре и женщина в бальном платье — это, можно сказать, две разные женщины! Наши утренние манеры не то, что вечерние. Наконец, Георг IV, почтивший меня своей дружбой, в день коронации наверняка казался себе более великим, чем на следующий день. Итак, костюм — причина самых решительных изменений, которые произошли с человеком в обществе».

Итак, требование этикета «одевайтесь соответственно» обретает совершенной иной смысл. Получите верный настрой, и вас ждёт диаметрально противоположный  результат. Предлагаю вам провести собственный эксперимент. Испробуйте на себе влияние той или иной одежды. Пусть это будет строгий деловой костюм и уютная пижама. Спортивные свободные штаны и милое кружевное платье. Мягкий кашемировый свитер и нежная шелковая блуза. Прочувствуйте на себе то влияние, которое эти предметы одежды оказывают на вас. То настроение, которое они в себе несут.

Шелковая блуза несет в себе роскошь. А деловой костюм поможет собраться, почувствовать себя уверенно. Кружевное платье зажжет в глазах огоньки и подарит игривое настроение…

Не стоит обходить вниманием и торжественные мероприятия. Ведь ощущение праздника наполовину зависит от выбранного вами образа: от платья, украшений, туфель. Довольно часто на культурных событиях и концертах можно встретить женщин в повседневной одежде, мужчин в джинсах и кроссовках. Игнорируя правила хорошего тона, мы совершаем не просто этикетную ошибку. Мы лишаем себя праздничного, приподнятого настроения. Как же еще, позвольте спросить, можно подняться над рутиной повседневности?

С чего начать, или враги элегантности

Как бы уместно или красиво вы ни были одеты, все ваши старания сойдут на «нет» благодаря следующим факторам:

  • Грязные волосы;
  • Непрокрашенные корни волос;
  • Секущиеся кончики волос, или так называемый эффект «пушистых кончиков»;
  • Плохое состояние зубов и кожи;
  • Неграмотный макияж;
  • Несоответствующий макияж (например, яркий на работу);
  • Неухоженные руки, длинные ногти;
  • Следы дезодоранта, автозагара, косметики;
  • Пятна пота;
  • Запах пота;
  • Сильный запах парфюма;
  • Торчащие нитки;
  • Катышки;
  • Дыры, стрелки, затяжки;
  • Пятна.

Что-либо из вышеперечисленного – катастрофа для элегантности. Образ испорчен, несовершенен. Конечно, если вы порвали колготки или зацепились рукавом за гвоздь вне дома, — это другое дело. Для таких аварийных ситуаций хорошо носить с собой запасную пару и миниатюрный швейный набор.

Однако совсем иначе выглядит запустившая себя женщина, у которой пуговицы держатся на «честном слове», а пальто поросло катышками. К слову, знаменитый французский писатель Оноре де Бальзак о неряшливости высказывается весьма жестко: «Небрежность в одежде равносильна нравственному самоубийству. (…) Дыра есть несчастье, пятно есть порок».Почему мы одеваемся?

Просто, но со вкусом

«Если народ глазеет на вас, значит, вы одеты скверно — слишком хорошо, то есть слишком изысканно либо слишком вычурно. Вняв этому бессмертному афоризму, всякий пешеход постарается выглядеть незаметным. Его цель — казаться разом и заурядным, и изысканным; толпе ни к чему знать, кто он; достаточно, чтобы его узнавали посвященные» — Оноре де Бальзак.

Пример нам – представительницы высшей аристократии. В будние дни они не носят умопомрачительных нарядов ярких расцветок. Их образы предельно лаконичны, предельно скромны. Незамысловатое платье, простого кроя пальто. Сумка под цвет туфель и перчаток (к ужасу некоторых стилистов). И нитка жемчуга. В зависимости от мероприятия, образ завершается шляпкой. Нет рюшек и воланов, крупных украшений и ярких аксессуаров. Нет ни 12-ти сантиметровых шпилек,  ни платформ. Нет ни страз, ни кожи рептилий.

«Все, что делается напоказ, равно как и всякая шумиха, недостойно человека со вкусом».

Чтобы определить границы дозволенного, я перечислю запреты. Уверена, что многое вам уже известно. Однако повторим:

  • Глубокий вырез декольте (ниже уровня подмышек);
  • Высокий разрез на юбке/платье;
  • Длина «мини»;
  • Одежда, открывающая живот;
  • Полупрозрачные ткани, ткани «в сеточку»;
  • Колготки с рисунком и «в сеточку»;
  • Яркие цвета;
  • Крупный рисунок (однотонные ткани предпочтительнее);
  • Небрежно уложенные волосы;
  • Слишком обтягивающие вещи;
  • Проступающие через одежду контуры нижнего белья;
  • Одежда не по размеру;
  • И последним пунктом ставлю «несоответствие ситуации». Это явление мы будем более подробно рассматривать в следующий раз.

*Нэпп М., Холл Дж. Невербальное общение. СПб.: Прайм-Еврознак, 2004.


www.matrony.ru