Нимфейный день

Мыслимо ли пойти к отцу с матерью и сказать им, что умираешь от какой-то мерзкой, постыдной кишечной болезни?.. Мэгги наслушалась разговоров о раке и злокачественных опухолях, за чашкой чая женщины нередко рассказывали о том, как долго, мучительно умирали их подруги, матери, сестры, и теперь она ничуть не сомневалась — ее внутренности тоже пожирает какая-то опухоль, неслышно въедается все глубже, тянется к холодеющему от страха сердцу. Ох, как не хочется умирать!

Колин Маккалоу, «Поющие в терновнике»

Время, когда девочка превращается в девушку, — непростое и даже в чем-то опасное. Милая, кроткая малышка становится ершистым подростком, у неё меняется характер, привычки, даже внешность, формируется фигура. Организм начинает работать по-другому — смещается центр тяжести, «кипят» гормоны. Девочка начинает задумываться о своей привлекательности, ценности, будущей женской судьбе. И рано или поздно процесс перехода из девочки в девушку дает о себе знать чисто физиологически.

Даже если девочка подготовлена к будущим переменам, ей нередко кажется, что она заболевает, что с ней происходит что-то грязное, неприятное, тягостное. Болезненные ощущения, гигиенические неудобства, страх, что _это_ увидят мальчики в классе, папа, братья, что они будут смеяться или начнут презирать «неряху». Перепады настроения, тоска, слезливость — девочка чувствует себя одинокой. Ей очень важна поддержка старших женщин семьи… А мама нередко сама не знает, что тут сказать.

Сладкая дочурка повзрослела, ещё немного — и придет время невеститься, наступают «нимфейные дни», как говорили древние греки, потом она выйдет замуж, а там не за горами и внуки. Это один из первых колокольчиков увядания, будущей старости — молодые растут, зрелые становятся пожилыми. Юная красавица затмит седеющую матрону, займет её место в сердцах мужчин семьи… Иллюзия, страх — но освободиться от него бывает нелегко.

Нередко мам раздражают косметика, духи, каблуки, завивка и прочие атрибуты женственности у дочерей. Соперничество между подрастающей дочкой и матерью — норма для приматов, у шимпанзе и горилл подростки, как правило, покидают родительскую группу, вытесняемые старшими. Кто бы спорил, люди не обезьяны, но разве мы сами никогда не сталкивались с такими проявлениями зависти к молодости среди знакомых? Страха одиночества, синдрома опустевшего гнезда? Легче сделать вид, что моя дочь — вечная девочка, ну а я вечно молодая мать.

Другая проблема — запретные темы. Наши бабушки зачастую вообще не объясняли мамам, что происходит с их телом и почему, как ухаживать за собой и заботиться о себе. «Женские дела» были связаны с унизительной необходимостью стирать и кипятить тряпки, сделанные из старых простынь и пеленок, из гигиенических товаров в аптеках продавались вата и марля, да и те в дефиците. Тема «низа» вообще считалась стыдной, неприличной. А информацию девочки черпали из разговоров подруг во дворе. К сожалению, нередко она оказывалась недостаточной, а то и вредной.

… Моя мама не стала со мной ни о чем говорить. Дала рулон ваты, спросила: «Ты знаешь, что делать»? Я кивнула, хотя ничего не знала. И на следующий же день провела целый урок стоя — испачкала школьную форму и боялась сесть, чтобы на парте не остались следы. Учительница спрашивала, в чем дело, одноклассники хихикали, а я краснела, как маков цвет, и не могла ничего сказать.

Adolescent Girl with Head in Hands

Это действительно тяжело — обсуждать с дочкой интимные проблемы, касаться вопросов, о которых даже с подругами не всегда поговоришь. Но без разговора по душам не обойтись — ведь поговорить надо не только о месячных очищениях, но и о формировании женственности вообще. Рассказать об ответственности и радости будущего материнства, о замужестве, любви и влюбленности, о разумной осторожности в отношениях с противоположным полом. Предупредить, что никто не должен предлагать девочке раздеться, прикасаться к ней в интимных местах, просить о «голых» фотографиях.

Степень откровенности беседы каждая мама определяет для себя сама — кто-то предпочтет ограничиться общими рассуждениями, кто-то опишет всё в подробностях, поделится собственным опытом и собственными ошибками. Главное, чтобы дочь не оставалась невежественной, могла позаботиться о себе и уберечь себя — невинность не тожественна незнанию.

Очень важно научить девочку следить за своим циклом, за периодичностью, изменениями, болевыми и прочими симптомами, и рассказывать маме, если что-то идет не так. Гинекологические заболевания и пороки развития половой сферы нередко диагностируются в пубертат, и чем раньше начать лечение, тем выше шанс сохранить хрупкое женское здоровье.

Для объяснений многие мамы используют популярные книги для девочек и обучающие ролики. При желании можно подыскать достаточно консервативный и целомудренный источник информации, не рекламирующий то, о чем, по мнению родителей, дочерям знать не следует. Но доверительной беседы это не заменит. Скорее всего, и маме, и дочке будет немного неловко, стыдно, но через неловкость надо пройти — впоследствии вам станет проще говорить и на другие непростые темы.

В некоторых народных традициях практикуются специальные обряды и ритуалы взросления для девочек, становящихся девушками, — ведь ещё несколько сот лет назад начало менструации говорило о готовности к браку. Славянские отроковицы «вскакивали в поневу», у малых народов Кавказа на будущих невест надевали украшения и изменяли плетение кос, у многих первобытных народов менархе знаменовалось уединением и постом. Считалось, что юные девушки более остальных подвержены порче и сглазу. В народных поверьях есть толика истины — психологическая травма, испуг или унижение могут травмировать женскую самооценку, затруднить вступление в брак.

Поэтому так важно преодолеть собственную стыдливость и неловкость, найти время побеседовать с девочкой, утешить и успокоить её. Возможно, стоит сделать ей подарок, символизирующий новый статус, — нарядное платье, простенькое ювелирное украшение, туфли на маленьком каблуке. Поделиться историями из жизни, рассказать что-то важное и доверительное. И, конечно же, ответить на все возникающие вопросы.

Деликатность и такт необходимы и маме, и дочке. Зато доверительный разговор «о своем о женском» сблизит их, сделает ещё роднее!


www.matrony.ru