Возраст женщины

Возраст женщины

 Почему одна уже в 28 чувствует себя старухой, у которой «годы ушли», а у другой в 50 жизнь только начинается?

Вопрос, заданный в ходе обсуждения одной из наших статей в Facebook и оставшийся без ответа

Почему одни женщины в двадцать пять лет ощущают себя опустошенными и не видят смысла в жизни, а другие и в семьдесят открывают для себя мир и осваивают новые хобби?

Сегодня принято отвечать на этот вопрос рассуждениями о биологическом и психологическом возрастах. Есть возраст паспортный, есть скорость старения клеток, зависящая от особенностей нашего организма, а есть и состояние души, которая, как мы верим, является бессмертной, а потому не ведающей ни старости, ни болезней. Так почему все женщины, одинаково подвластные этим факторам, все равно выглядят в сорок лет по-разному?

Наверное, все-таки клетки здесь не причем. То есть, крайне редко встречаются такие заболевания, которые ведут к преждевременному старению, и не у всех плохо выглядящих женщин тяжелая наследственность. На мой взгляд, за все отвечаем мы сами. То есть, та «программа», которую мы в себя внедрили, и которой теперь следуем. Что же это за «программа»?

Возраст женщины

Каждый из нас имеет о себе определенные представления, которые мы назовем «автопортретом». Мы сами создаем его, складывая как мозаику из своих желаний, комплексов, надежд, жизненный целей, обид, удач, болезней и отношений с ближними. То, как мы выглядим в глазах других, чаще всего разительно отличается от того, как мы выглядим в своих собственных глазах, то есть наш портрет не равен нашему автопортрету. И вот этот психологический автопортрет и есть та самая программа, под которую мы выстраиваем свои телесный образ, физическое здоровье и душевно-эмоциональное состояние.

Что интересно, наш автопортрет чаще всего несет в себе массу отрицательных представлений о самих себе, и создав его у себя в голове, мы невольно программируем себя на подражание «эталону».

На практике это может выглядеть так:

Юная симпатичная девушка с хорошей фигурой покупает глянцевый журнал и листает его. С фотографий на нее смотрят идеальные с точки зрения современной моды (весьма непродолжительной во времени) красавицы (образы которых нарисованы в компьютере на две трети, а еще на одну треть являются плодом многочасовых трудов гримеров). И, созерцая данную красу, наша бедная девушка создает в голове эталонный образ, которому она, как ей внушается журналом и высокой привлекательностью образа, любой ценой должна соответствовать. Но это, априори, невозможно. Образ слишком искусственен, слишком мимолетен и слишком нежизнеспособен. Но девушка уже сравнила себя с образом, и уже внушила себе, что она должна быть такой, или все погибло. Она себя запрограммировала.

Я намеренно не углубляюсь сейчас в духовные проблемы, так как сначала, на мой взгляд, следует разобраться хотя бы в психологических.

Итак, первая причина – моделирование идеального образа, который априори не может соответствовать реальному, что, естественно, вызывает недовольство собой.

И это недовольство собой приводит к тому, что многие девушки, оказавшись не в силах соответствовать придуманному ими самими образу, решают вовсе махнуть на себя рукой. Они заранее уверены, что у них ничего не выйдет, раз у них нет такой внешности, такого наряда или такого автомобиля.

Вторая причина, более глубокая, скрыта в нашем детстве. Все мы, к сожалению или к счастью, несем на себе отпечаток своих родителей и их отношений к нам и к друг другу.

Понятие благополучной или неблагополучной семьи весьма расплывчато. Но если мы прибегнем к христианскому пониманию благополучия, то окажется, что смысл его не в достатке, не в трезвости, и даже не в наличии обоих родителей. Смысл благополучия семьи – в той любви, которую ее члены питают друг к другу.

Той любви, которая, по словам апостола Павла, «не ищет своего, не превозносится и все терпит».

Сегодня редко кто может похвастаться тем, что испытывает или испытывал подобные чувства. Ребенок как средство манипулирования, ребенок как повод к браку, ребенок как реализация родительских амбиций, ребенок как объект сексуальных домогательств, ребенок как объект вымещения злобы и т.д. и т.п…

Речь идет не о детях, дорогие мои, речь идет о нас, взрослых.

Это мы выросли из этих детей, мы несем в себе заряд невыплаканной боли, непрощенной обиды, разбитых надежд.

И мы с вами повторяем этот сценарий в наших семьях.

Ребенок, которого не любили, вырастает в девушку или юношу, которые не умеют любить. Они не видели любви, и не знают «как это делается». Они обучены выживанию, но не жизни.

В глубине наших душ прячется змея ненависти к себе, нет не той, не Христовой, которая вырастает из любви к ближнему как к самому себе. Эта ненависть ребенка, который беззащитен перед криком матери, который не знает, почему его бьют, и который не понимает, почему он должен молчать в углу, не мешая родителям.

В корне старения женщины – нелюбовь к себе. А берется она из того опыта нелюбви к ней, который она усваивала всю жизнь.

«Ты толстая», «ты глупая», «ты неряха», «ты свинья», «ты лентяйка», «в кого ты такая уродилась», «как ты мне надоела»…. И этот вечный страшный родительский крик, полный такого заряда ненависти, что у случайных свидетелей сжимается сердце…

Кто-то сильнее, кто-то слабее. Мы все разные. Кто-то, стиснув зубы, преодолевает барьеры, вырывается в «большую жизнь», навсегда забывает родителей. Вы никогда не задумывались, почему так много брошенных стариков? Что посеешь, то и пожнешь…

Кто-то ломается. Живет с матерью до своей пенсии, отказавшись от семьи. Находит мужа-алкоголика, который пьет, как пил отец. Уходит в проститутки, потому что ненависть к себе требует реализации, или делает карьеру любой ценой. Кто-то может заняться благотворительностью или искусством.

Но внутри живет одно – «если меня никто не любит, значит я плохая. Я плохая, поэтому меня никто не любит».

И пока мы не простим тех, кто нанес эти раны, пока не скажем себе: «Бедная ты моя, Господь заповедал нам любить себя, потому что мы – его дом, его храм. Поэтому я буду любить себя», — ничего не изменится.

И мы будем видеть старость в глазах двадцативосьмилетних, и встречать десятилетних наркоманов, и бороться с детской преступностью.

Это лишь две причины, которые называет психология. Но есть и другие. Не только психологические, но и духовные. Возраст женщины – это ее опыт. Надеюсь еще написать об этом.


www.matrony.ru