Ключевые моменты в формировании личности

Ключевые моменты в формировании личности

Продолжаем наше путешествие к своему истинному Я. Подготовительные шаги выполнены: инвентаризация проведена, «утренние страницы» пишутся, творческие свидания освежают взгляд, и мы переходим к более сложным шагам. Сегодня мы поговорим о тех моментах жизни, которые стали определяющими в формировании вашего Я и самооценки.

Какой бы серой, неинтересной ни казалась вам ваша прошлая жизнь, в ней есть моменты, которые вы помните до ярчайших подробностей. Вы даже в состоянии вспомнить эмоции, царившие в душе в те мгновения. Эти определяющие моменты нам необходимо определить: одни из них положительно повлияли на вашу самооценку, а другие, наоборот, нанесли по ней сокрушительный удар.

«Я всегда любила свою школу, потому что, кроме церкви, это было единственное место, где меня, растущего ребенка, ценили как человека. Я любила книги. Они были моим убежищем, способом поверить, что я могу стать тем, кем захочу, и смогу сделать то, что захочу. Книги раскрывали передо мной безграничные собственные возможности. В третьем классе наша учительница дала задание: прочитать книгу «Правда Кэтти Джон» и написать по ней сочинение, на все выделялось две недели.

Я справилась с заданием меньше, чем за неделю. Учительница была горда и моей работой, и тем, как она быстро выполнена, и много говорила об этом и перед нашим классом, и перед другими учителями. На следующий год новая учительница сказала мне: «О, я знаю, ты – та девочка, которая быстро читает и пишет прекрасные сочинения». В этот самый миг, в моей душе произошел переворот,  и я стала другим человеком. В  моей голове образовалась важная и устойчивая связь, что именно потому, что мне понравилась книга, удалось быстро и хорошо справиться с работой. В моей тогдашней недоразвитой самооценке появились первые светлые пятна – делай то, что любишь, и жизнь будет намного легче.

Этот момент подпитывал меня и тогда, когда мне, чернокожей девочке с Юга, говорили, что я и мечтать не могу, чтобы выбрать карьеру телевизионного репортера. Когда появилась возможность вести ежедневное утреннее ток-шоу, окружающие говорили, что  у этой чернокожей девчонки с лишним весом ничего не выйдет, но голос в моей душе шептал – я могу, потому что я это люблю.

Я думаю, что пример Опры Уинфри убедил вас в том, что определяющие моменты жизни очень важны и оказывают серьезное влияние на наше внутреннее поведение, эмоциональные реакции на события, происходящие с нами.

Итак, упражнение, которое будет вам предложено сегодня, направлено именно на то, чтобы выявить в вашей жизни такие моменты. Для того, что бы упражнение принесло пользу, потребуется вспомнить в мельчайших подробностях важные события и  описать их точно, чтобы получить исчерпывающую информацию. Не пугайтесь, их наберется не очень много, 7 – 10 определяющих моментов за жизнь, и большая их часть будет сосредоточена в промежутке между рождением и 30 годами. Становясь старше, мы более скептически относимся к чужому мнению в отношении себя, потому таких моментов во взрослых периодах меньше.

Разбейте ваш возраст на несколько отрезков и начинайте работу с первого из них.

Возраст от рождения и до 7 лет

Это время общения в семье, первый опыт дружбы и ссор в детском садике. Постарайтесь вспомнить о событиях этого периода, встав на позиции «третьего лица», наблюдайте за прошедшей жизнью как сторонний наблюдатель. И пишите. Если в памяти не возникают образы, то это ещё не значит, что их нет. Они придут обязательно, просто поработайте над этим.

Фраза из разговора мамы и бабушки о том, «какая у нас Машенька страшненькая», нечаянно услышанная девочкой в 5 лет, оказала на нее негативное влияние. В течение долгих лет девочка была убеждена в своей непривлекательности, выскочила замуж за первого, кто позвал, а на комплименты со стороны обижалась, уверенная, что над ней издеваются. Муж, быстро определив болевую точку, бил по ней аккуратно и регулярно, объясняя Марии, что она должна благодарить его за то, что он на такой дурнушке женился. После тяжелого развода ей потребовался почти год на восстановление и принятие себя.    

Возраст от 7 до 14 лет

Это период, когда ребенок переступает порог школы, начинает исповедоваться (если он из религиозной семьи), контактировать с большим количеством своих сверстников, стремясь занять свое место среди них. На первое место начинают выходить друзья, а мама с папой отходят на второй план. На этом отрезке времени, происходит много событий, определяющих последующую жизнь, и потому – вспоминаем, записываем и анализируем. Нам не нужны все события, а именно ключевые.

Девочке было десять лет, когда она столкнулась со смертью. До того момента вопросы жизни и смерти её не касались, но когда умер любимый пес, с которым они родились в один год и росли вместе, она осознала конечность жизни. Ужас, который она испытала  описать сложно, но когда перед сном закрывала глаза, пытаясь представить, что значит не существовать, глаза заливались слезами, и жалко было себя до невозможности. Это продолжалось несколько месяцев, а потом периодически  повторялось в течение нескольких лет. Как она сама рассказывает: «В душе я умирала столько раз, что в какой-то момент, повзрослев и приняв христианство, примирилась с нашей  смертностью и начала жить».

Возраст от 15 до 22 лет

В этот период подросток учится быть взрослым, ищет свою дорогу в жизни, складываются отношения с противоположным полом. Сложный период, характеризующийся юношеским максимализмом, завышенными требованиями к себе и близким, ранимостью, обидчивостью. Любые сомнения со стороны друзей и близких в качествах, значимых для подростка, могут нанести ущерб его самооценке и повлиять на развитие истинного Я.

Возраст от 23 до 40 лет

Это период становления человека как гражданина и члена общества. Как правило, здесь мы создаем семьи и учимся брать ответственность на себя за свою работу, семью. Сталкиваясь в этот период с нехваткой знаний по многим жизненным вопросам (воспитание детей, отношения между женой и мужем, самовоспитание), мы пересматриваем свое отношение к родителям и можем увидеть свое прошлое в новом свете и с неожиданной стороны, не так, как всегда воспринимали.

Возраст от 41 до 55 лет

В европейских странах считается самым плодотворным. К этому времени человек состоялся как профессионал, он неплохо устроился в жизни и знает, чего он ждет от будущего. Дети, как правило, к этому периоду вырастают, и человек, выполнив немалую часть обязательств перед обществом, может уделить внимание  самому себе – получить новое образование, путешествовать.

Возраст 56 и старше

На этом отрезке кто-то уходит на пенсию, кто-то готовится к ней, и вот человека начинают посещать мысли об отстранении от ответственности перед семьей и обществом. Увеличивается количество заболеваний, начинают уходить жизненные силы.

Итак, мы определили возрастные границы, и проработать их нужно друг за другом, начиная с момента рождения. Ну, конечно вы понимаете, если вам только 30 лет, то и работать нужно в этих границах – от момента рождения и до вашего возраста, дальше забираться не нужно, вы там еще не жили.

Ключевые моменты в формировании личности

Для выполнения упражнения лучше всего завести толстую тетрадь формата А4, которая будет предназначена только для вашего пользования.

В процессе работы не обязательно отвечать на все вопросы сразу, это можно делать постепенно, продвигаясь, шаг за шагом, от возраста к возрасту. Однако выполнение сегодняшнего упражнения требуют полной концентрации и сосредоточенности, честности перед собой. Выберите место и время, когда вам никто не будет мешать – и в добрый путь!

Опросник

Чтобы описать событие как можно подробнее, важно успокоиться и окинуть еще раз мысленным взглядом само событие, детали, погрузиться в него, изучить себя и свои чувства внутри этой истории, и – приступить к её описанию.

  1. Сколько вам лет? Где вы находитесь?
  2. Кто находится рядом с вами в этот момент?
  3. Что происходит в этом событии, что делает его значительным для вас?
  4. Какие эмоции вы испытывали в тот момент? Страх, злость, одиночество, радость?
  5. Вы могли бы изменить ту ситуацию, если бы она произошла сегодня?
  6. Какой физический или умственный опыт вы вынесли? Вам грустно? Вы счастливы? Какие запахи вы ощущаете? Какими красками переливается ситуация в вашей душе?
  7. Чтобы бы вы сказали, если бы могли говорить в тот момент?
  8. Что вам необходимо в данный момент, когда вспомнили это событие?

Эти вопросы вы будете применять ко всем событиям, которые будете вспоминать и описывать дальше. Описав событие, задайте себе еще несколько вопросов:

  • Какие эмоции переполняют вас сейчас, когда вы вспомнили событие? Вам стыдно? Вам радостно? Вас до сих пор тяготит обида?
  • Какие качества вы приобрели в результате этого события (если оно было положительным) или потеряли (если оно было отрицательным)?

Предложенная работа призвана выявить все ключевые моменты, которые оказали серьезное влияние на ваш жизненный опыт и развитие вашей личности.


www.matrony.ru