За чудом — к батюшке Серафиму

За чудом — к батюшке Серафиму

15 января по новому стилю Русская православная церковь празднует память одного из самых любимых в народе святых, преподобного Серафима Саровского. С его именем и Дивеевским монастырем, где покоятся мощи святого, связано немало пророчеств о конце света.

Если вы терпеть не можете людей, особенно в тех случаях, когда они собираются в толпы, поездка в Дивеево может стать для вас хорошим упражнением в борьбе с грехом мизантропии. Толпы и очереди там повсюду.

Чтобы приложиться к мощам преподобного Серафима Саровского, которые находятся в Троицком соборе Серафимо-Дивеевского монастыря, нужно выстоять в очереди несколько часов. Многие приезжают сюда в надежде на исцеление, и случаев чудесной помощи святого известно немало. В Дивеево о чудесах рассказывают как о чем-то обыденном, закономерном: супруги из Уфы привезли ребенка с опухолью мозга, мальчик приложился к личным вещам преподобного, вернулись домой, сделали УЗИ — врачи опухоли не нашли. Попросили — и дано было, все в порядке.

Труднее всего в Дивеево попасть на исповедь. Сотни людей занимают очередь с пяти утра, и все равно далеко не все желающие успевают до конца литургии услышать страстно желаемую разрешительную молитву. Монастырь-то женский, священников мало, а паломников — тысячи. Или, может быть, Хозяйке этого места — Пресвятой Богородице и Ее верному служителю преподобному Серафиму угодно, чтобы люди в святом месте избавлялись от «конвеера» в духовной жизни: подошел «на автомате» к аналою с крестом и Евангелием, перечислил грехи, далее к Святой Чаше без остановок?

 За чудом — к батюшке Серафиму

Когда видишь, что из-за места в очереди на исповедь люди дерутся, невольно задумаешься о том, что в христианской жизни является целью, а что — средством. В своей знаменитой беседе с Николаем Мотовиловым преподобный Серафим истинной целью христианской жизни называл «стяжание Духа Святого Божьяго».

«Стяжайте благодать Духа Святого и всеми другими Христа ради добродетелями, торгуйте ими духовно, торгуйте теми из них, которые вам больших прибыток дают. Собирайте капитал благодатных избытков благодати Божией, кладите их в ломбард вечный Божий из процентов невещественных…

Примерно: дает вам более благодати Божией молитва и бдение, бдите и молитесь; много дает Духа Божиего пост, поститесь, более дает милостыня, милостыню творите, и таким образом о всякой добродетели, делаемой Христа ради рассуждайте.

Вот я вам расскажу про себя, убогого Серафима. Родом я из курских купцов. Так, когда не был я еще в монастыре, мы, бывало, торговали товарами, который нам больше барыша дает. Так и вы, батюшка, поступайте, и, как в торговом деле, не в том сила, чтобы больше торговать, а в том, чтобы больше барыша получить, так и в деле жизни христианской не в том сила, чтобы только молиться или другое какое-либо доброе дело делать. Хотя апостол и говорит, непрестанно молитесь, но да ведь, как помните, прибавляет: хочу лучше пять словес рещи умом, нежели тысячи языком. И Господь говорит: не всяк глаголяй Мне, Господи, Господи! спасется, но творяй волю Отца Моего, то есть делающий дело Божие и притом с благоговением, ибо проклят всяк, иже творит дело Божие с нерадением.

За чудом — к батюшке Серафиму

А дело Божие есть: да верует в Бога и Его же послал есть Иисуса Христа. Если рассудить правильно о заповедях Христовых и апостольских, так дело наше христианское состоит не в увеличении счета добрых дел, служащих к цели нашей христианской жизни только средствами, но в извлечении из них большей выгоды, то есть вящем приобретении обильнейших даров Духа Святого», — говорил преподобный.

«И во все время беседы этой с того самого времени, как лицо отца Серафима просветилось, видение это не переставало… Исходившее же от него неизреченное блистание света видел я сам, своими глазами, что готов подтвердить и присягою», — свидетельствует Мотовилов о чуде.

«Дух подается, но и взыскуется. Требуется подвиг, стяжание. И подаваемая благодать открывается в некоем неизреченном свете (сравни описание Мотовилова в его известной записке о преп. Серафиме)… внутренне принадлежит византийской традиции. И в нем она вновь стала живой», — писал о великом святом протоиерей Георгий Флоровский.

Одна из самых почитаемых святынь Дивеева — Богородичная канавка. Она была построена по просьбе батюшки Серафима в последние годы его земной жизни. Святому было открыто, что по этой тропе Матерь Божия ежедневно обходит Свой четвертый удел — Дивеевскую обитель. «Кто Канавку эту с молитвой пройдет, да полтораста Богородиц прочтет, тому все тут: и Афон, и Иерусалим, и Киев!» — говорил преподобный Серафим.

В советские годы канавка была засыпана, по ее южной стороне провели канализацию. В 1997 году, через несколько лет после возобновления в обители монашеской жизни, на канавке начались восстановительные работы.

Сегодня по Канавке постоянно ходят с молитвой паломники. Некоторые из благоговения к святости места снимают обувь и идут босиком. Каждый день после вечернего богослужения по Канавке крестным ходом проходят сестры монастыря, неся впереди икону Божией Матери «Умиление».

Преподобный Серафим говорил, что Канавку не перейдет антихрист. Многие — в частности, епископ Серафим (Звездинский) — понимали это духовно: кто будет читать с благоговением Богородичное правило, душу того антихрист не одолеет. Некоторые понимают эти слова буквально и покупают дома в Дивеево, надеясь пережить там последние времена.

Еще одна достопримечательность Дивеевской обители — святые источники. Самый известный и большой из них расположен близ деревни Цыгановка. По преданию, преподобный Серафим в советские годы чудом перенес святой источник из закрытого города Сарова в доступное для людей место. Солдатам, несшим службу на границе охраняемой зоны в лесу вблизи Арзамаса-16, явился старичок в белом балахончике. На вопрос: «Дедушка, что ты здесь делаешь?» — старец ничего не ответил и, трижды ударив посохом о землю, ушел. На том месте из трех точек забила вода.

На источнике царит детская, подлинно Серафимова радость. Температура ключевой воды круглый год плюс 4 градуса, тем не менее, люди в ней плещутся и, прикасаясь к святыне, расцветают. На берегах озера, наполняемого подземными ключами, выстроены деревянные купальни. Можно купаться и в любом месте, но только не в обычном купальном костюме, а, из соображений целомудрия, в длинной рубахе. Если вы не захватили ее с собой, рубаху можно приобрести по дороге к источнику. Торгует ими не Церковь, а просто частные лоточники.

Найти ночлег в Дивеево не проблема — здесь имеется приют на любой вкус и кошелек, от гостиничного центра с сауной до угла в сарае. Даже светские гостиницы оформлены в «монастырском» стиле: на стенах — иконы и изречения преподобного Серафима в рамках, строгие холщовые скатерти и занавески. В кафе — постное меню.

По преданию, в Дивеево обязательно нужно остаться не менее чем на сутки и переночевать, потому что обитель ежедневно посещает Божия Матерь и те, кому посчастливится Ее застать, получат от Царицы Небесной благословение.

Источник: «Правда.Ру«


www.matrony.ru