Веер: оружие красоты

Веер: оружие красоты

В реставрационном центре имени Грабаря открылась очаровательная выставка старинных вееров из собрания музея-усадьбы Останкино. На протяжении пяти лет эти хрупкие предметы ушедшего быта бережно реконструировались и изучались сотрудниками центра, чтобы наконец увидеть свет, причем некоторые из них — в первый раз в качестве музейных экспонатов.

Мировая история вееров насчитывает не одно тысячелетие, а в Европе они появились в конце XVI века, куда их привезли с Востока испанские и португальские торговые суда. Уже в следующем столетии европейские мастера выработали свои формы и сюжеты для украшения этих изящных аксессуаров, а в разных странах оформились свои художественные особенности. Например, в Италии на экранах вееров часто воспроизводились произведения станковой и монументальной живописи, во Франции были популярны галантные сцены и аллегории, а в Англии — античные сюжеты или гротески.

Начиная с XVIII столетия украшение вееров становится невероятно богатым и разнообразным, а сюжеты их росписей и область применения поистине всеобъемлющей. Художники черпают вдохновение буквально во всех сторонах жизни эпохи: исторических и культурных событиях, перипетиях придворной жизни, литературных произведениях и, конечно, веяниях моды.

Как отмечает хранитель фонда «Веера» в музее-усадьбе Останкино Ирина Ефремова, среди сюжетов, украшающих этот великолепный аксессуар, можно найти придворные празднества, знаменитые виды королевских замков, античные руины в окрестностях Рима, панорамы Везувия, реальные и стилизованные пейзажи, библейские и евангельские сцены, литературных персонажей, аллегории, символы и даже модные узоры тканей и кружева. На экранах могли быть написаны афоризмы, ноты и слова оперных арий, стихи и любовные послания.

Однако самыми излюбленными сюжетами XVIII века были пасторали и куртуазные сценки. «Птицелов», «Свидание», «Галантный пастух» — названия композиций в декоре вееров говорят сами за себя. Часто мастера брали за основу картины популярнейшего живописца эпохи барокко Франсуа Буше, прославившегося виртуозным изображением галантных сценок.

Веер: оружие красоты

Веер plié «Прелести сельской жизни». Франция, 1770-е.

Пример такого заимствования — веер «Прелести сельской жизни», выполненный во Франции в 1770-х годах. По своей типологии это веер плие — со складным, «плиссированным» экраном и жестким остовом. Изящные резные пластины из кости и перламутра, украшенные фольгой, поддерживают хрупкий бумажный экран, на лицевой стороне которого гармонично расположены три композиции: пейзажные мотивы по бокам и группа изящных дам с кавалером, навеянная полотном Буше 1737 года «Прелести сельской жизни». Тонкий золотой цветочный орнамент изящно обрамляет всю композицию, придавая ей завершенность и легкость. Такая великолепная вещица, без сомнения, добавляла изящества жестам своей хозяйки, которая наверняка умела с ней элегантно обращаться.

Веер: оружие красоты

Франсуа Буше. Прелести сельской жизни. 1737. Лувр, Париж.

А это искусство требовало особенных знаний и владения специальным «языком веера». С помощью определенных правил сложения веера, его положения в руке, у плеча или у лица дама могла и передать зашифрованное послание кавалеру или подруге, и подчеркнуть свои прелести и скрыть недостатки внешности. Какой поистине незаменимый предмет светского обихода! Считалось, что представить себе даму без веера так же невозможно, как и кавалера без шпаги. Недаром Мольер назвал этот аксессуар в руках аристократки «скипетром на владение миром».

В XIX столетии веера из дворцового и великосветского обихода проникают в быт других сословий. В это же время их предназначение и, как следствие, типология значительно расширяются. Появляются веера-альбомы, веера в виде книжечки для записей бальных танцев — карне де баль, веера-зонтики, веера-лорнеты, в пластины вееров монтируют монокли, тайники и маленькие зеркальца. 

На выставке представлен французский веер 1850-1860-х годов с богатыми резными пластинами и экраном, выполненным в технике литографии, раскрашенной вручную. Центральная композиция «Нахождение Моисея» заимствована с оригинала Паоло Веронезе, известного в многочисленных репродукциях в печатной графике. А лицевую гарду (верхнюю пластину станка веера) украшает маленькое зеркальце, с помощью которого дама могла подать сигнал своему кавалеру или проверить, в порядке ли ее прическа.

Веер: оружие красоты

Веер plié «Радости материнства». Италия (?), 1840-1850-е.

Стилистика вееров была подчинена моде и соответствовала настроениям эпохи. Готическое оформление и нежный семейный мотив, воспевающий тепло домашнего очага и очарование материнской любви, отличают веер «Радости материнства».

Среди уникальных экспонатов выставки — кукольный и детский веера. Надо сказать, что так же, как и в одежде и украшениях, в выборе вееров существовали определенные правила, предписывающие, например, молодым девушкам и девочкам более скромные формы и светлые пастельные цвета.

Веер: оружие красоты

Веер plié «Carnet de bal». Англия, 1900-е.

К вееру-карне де баль прикреплен маленький карандашик, чтобы во время бала аккуратно записывать на пластинках имена кавалеров, которым обещаны танцы. А пластинки пронумерованы от 1 до 17, то есть, как заметила заместитель директора по научной работе ВХНРЦ Ольга Темерина, за вечер принято было станцевать не меньше 17 танцев.

Веер: оружие красоты

Веер brisé в готическом стиле. Германия, 1820-е.

Разным назначениям отвечали разные формы вееров. Круглый складной веер — «кокарда» (от французского «кружок», «медальон»). «Бризе» (от французского «сломанный») — складной веер без экрана из твердых пластин, скрепленных вверху лентой. «Экран» — жесткий, не складывающийся веер на рукоятке, им дамы могли прикрывать лицо от жара камина или обмахиваться в театре, и в таком случае его называли уже театральным опахалом (согласитесь, это намного красивее, чем махать программкой).

Веер: оружие красоты

Экран ручной «Проделки Скапена». Франция, Париж, мастерская Пети, 1780-е.

На одном из таких экранов сохранились даже следы уголька, трогательное свидетельство активной жизни вещи. Этот веер с лицевой стороны украшен гравюрой с сценкой из пьесы Мольера «Проделки Скапена» по рисунку Франсуа Буше, а с оборотной — нотами арии из оперы Андре Гретри «Непредвиденные события» 1779 года. Подпись свидетельствует о том, что веер вышел из известнейшей парижской мастерской Пети. Известно, что этот экран приобрел в Париже граф Николай Петрович Шереметев для своего театра в Останкинском дворце. А в музей он попал уже в наше время от прямого потомка первого владельца — Василия Павловича Шереметева.

На некоторых экземплярах сохранились старинные таможенные печати, это значит, что в свое время они были куплены за границей и привезены в Россию, где активно использовались нашими соотечественницами.

Веер: оружие красоты

Веер pliant из перьев марабу. Франция, начало ХХ века.

Одна из них, Нина Собинова, супруга великого русского тенора Леонида Собинова, была хозяйкой роскошного французкого «плиан» — разновидности складного веера, украшенного перьями аиста марабу.

Веер мог быть изготовлен специально для торжественного события, например, для свадьбы или траурных церемоний.

Веер: оружие красоты

При всем разнообразии функций, которые несли веера, некоторые из них имели исключительно декоративный характер. Редкий подписной веер внушительного размера был выполнен не для использования по своему прямому назначению, а исключительно для украшения интерьера в специальной витрине. Скромная надпись демонстрирует имя известной французской художницы Мари Дюма (1861-1931 гг.). Сюжет экрана повторяет композицию живописца Александра Луи Лелуара «Колесница ласточек». Интересно, что только в ходе реставрационных работ, проведенных сотрудниками ВХНРЦ под руководством Ларисы Викторовны Гетьман, удалось выяснить, что экран роскошного веера выполнен не из бумаги, как считалось раньше, а из пергамента.

Веер: оружие красоты

Веер plié «Колесница Афродиты». Франция. 1880-е. Автор росписи – Мари Дюма.

Ювелирная работа мастеров-реставраторов продемонстрирована на выставке в коротких видео, а в одной из витрин выложены инструменты и веер, к которому еще не приступали специалисты. Для его реконструкции сейчас ведется краудфандинг.

Хрупкие и недолговечные аксессуары в свое время активно использовались, а впоследствии, закончив свою светскую жизнь, хранились в сложенном виде, поэтому часто это тонкое орудие женского кокетства требует кропотливой, почти хирургической работы реставраторов.

Веер plié «Прелести сельской жизни». Франция, 1770-е (до реставрации)

И очень жаль, что мы забыли это невесомое воплощение изящества и восхитительное оружие женского обаяния, которым владели наши прабабушки. Ведь красноречивым и деликатным языком веера можно было сказать порой больше, чем словами, а выбором сюжета его росписи показать свои пристрастия, уровень образования и вкусы. Вокруг этого аксессуара разворачивались порой сюжеты литературных произведений, например, Оскар Уайльд посвятил ему свою блестящую пьесу «Веер леди Уиндермир».

Фрагмент из к/ф «Хорошая женщина» (2004) по пьесе Оскара Уайльда «Веер леди Уиндермир»:

Видеоплеер

00:00
00:00
00:38
Используйте клавиши вверх/вниз, чтобы увеличить или уменьшить громкость.

 

В выставочном зале центра имени Грабаря этот ушедший мир вещей вновь ожил: кажется, что мы можем услышать элегантное шуршание перьев и постукивание резко распахиваемых костяных пластинок. Ведь за каждым раскрытым в витрине веером скрывается целая история его владелицы, каждый хранит множество подробностей и тайн, свидетелем и даже участником которых он был.

Обложка: Веер plié «Колесница Афродиты». Франция. 1880-е. Автор росписи – Мари Дюма.


www.matrony.ru