Рисуем подсолнухи, или Чему учат образцы

Рисуем подсолнухи, или Чему учат образцы

От взрослых людей часто можно услышать: «Я совершенно не умею рисовать, у меня нет ни капли фантазии». Ну, казалось бы, и пусть говорят. Но когда подобные мысли внушаются ребёнку в отношении его способностей, всем преподавателям рисования хочется плакать. Ваш ребёнок не умеет рисовать? Вы шутите? Нет? Тогда зачем вы подкидываете ему эту душевредную идею?

А помните, как он увлечённо возил мелком по бумаге, а потом по столу рядом с исчирканным листком? Как оставил свои каракули в тетради старшей сестры или на важных бумагах? Эти случаи, конечно, прискорбны, но вы сами виноваты. Как не следует оставлять детей наедине со спичками, так и важные бумаги с изобразительными материалами не хранят на видном месте в домах, где есть дети. Поэтому уж не ругайте, если допустили оплошность.

Но охота к рисованию отбивается не только в результате инцидентов, подобных вышеописанным, и проблема чаще всего начинается не только с нецелевого использования детьми карандашей, фломастеров и красок. Дело ещё и в том, что взрослые обычно критикуют результат детского творчества с позиции: похож или не похож детский рисунок на реальность. Взрослому кажется, что не похож, потому что у автобуса много колёс, окна в многоэтажном доме смещены, а на небе сразу изображены солнце и луна.

И чтобы понять логику такого рисунка, нужно знать одну простую вещь: маленькие дети, младшие дошкольники, рисуют не двухмерное изображение, а трёхмерное. В их рисунках наряду с высотой и шириной присутствует время. Например, множественные линии, похожие на пружины, могут символизировать что угодно: от полёта шмеля до размотанного клубка.

Важно понимать, что для успешного развития художественных навыков дети в возрасте от года до шести должны попробовать разные материалы и техники рисования без какого-либо внешнего «контроля над качеством», иначе страх перед белым листом впоследствии придётся преодолевать вдвойне.

А страх этот возникнет практически неизбежно по окончанию оговоренного возрастного периода или немногим позже. Сколько раз приходилось наблюдать, как смелый художник начинал стесняться несовершенства своих умений в области изобразительного искусства, как его работы становились суше, их герои — мельче, а интерес к рисованию сходил на нет.

И вот тут пора подвергнуть сомнению утверждение, что работа по образцу мешает развитию собственного художественного вкуса. Важен ещё и тот факт, что как раз в возрасте шести лет малыша начинают готовить к школе, и он вынужден учиться работать по шаблону и встраиваться в коллектив. Конечно, говоря о художественном развитии детей, мы не ведём речь о бесконечном копировании топографических ёлочек и пятиугольных домиков, но почему бы на уроках рисования нам не обратиться к работам признанных мастеров, чтобы овладеть навыками композиции?

Но вначале будет сказочный пример. И, казалось бы, в сказке, как нигде больше, главный герой инициирует неожиданные повороты событий и совершает неординарные поступки. Но бывают даже в сказках ситуации, когда исполнение чёткой инструкции важнее личной смекалки.

Вспомним Элизу из светло-грустного повествования Андерсена о диких лебедях. Как страшно и больно было нежной девушке по ночам рвать крапиву, да еще и где — на кладбище! А потом топтать колючие стебли босыми ногами и плести рубашки, сохраняя при этом молчание, даже если кто-нибудь требовал объяснений. Сколько терпения вложила в свой труд хрупкая Элиза, в точности исполняя советы, полученные в чудесном сне! И только так ей удалось рассеять злые чары и спасти своих братьев от заклятия всю жизнь провести в образе пусть и прекрасных, но всё же птиц.

Только последняя рубашка не была готова в срок, поэтому самый младший из братьев Элизы так и остался с одним лебединым крылом вместо руки… Истории Андерсена не славятся хеппи-эндами, в этом и состоит их особая связь с реальностью, их особая философская ценность.

Итак, мы тоже отправимся сегодня по уже известному пути. В качестве образца используем прославленные «Подсолнухи» Ван Гога. Чтобы не спугнуть инициативу юного копииста, позволим ребёнку самому выбрать материалы. У нас под рукой оказались цветные карандаши и восковые мелки. Карандашами были исполнены цветы и ваза, а фон закрашен крупными штрихами с помощью боковой плоскости мелка. Не нужно слишком сильно гнаться за точным исполнением деталей, но общую форму в этом задании сохранить стоит. Ван Гог, кстати, и сам был сторонником вольных копий, так что его светлую память таким образом мы не обидим.

_jpg_converted (11)

Педагогическая наука, бывает, впадает в крайности. Нас воспитывали в духе коллективизма и учили ходить строем, благодаря чему впоследствии расцвело множество молодёжных субкультур, которые со временем стали просто идеологической базой для создания тинейджерской моды. Теперь, по закону отмашки маятника, понятия «раннее развитие» и «креативность» тоже у всех на слуху, а каждый родитель стремится выявить у ребёнка необычные качества. Но и это не способствует гармонии в обществе.

Как личные интересы человека должны быть сонаправлены с общественными, так и в обучении рисованию не могут использоваться только нестандартные решения. Очень часто случается так, что толчком к собственной художественной деятельности служит уже признанное произведение. Изобразительное искусство развивается по определённым законам, поэтому наличие собственных идей не всегда играет главную роль в выработке художественного вкуса.

 


www.matrony.ru